Феномен энергии. Часть 3

24 Ноября 2011

Часть 1    Часть 2

Энергии инь, ян и ци. Цигун. Энергетическая природа человеческих проблем

Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:

  • цзин
  • ци
  • шэнь.

Цзин – энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:

  • «семя Прежнего Неба» – то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
  • «семя Последующего Неба» – то, что человек накапливает в течение жизни

Ци – материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего.

Энергия ци подразделяется на:

  1. вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;
  2. духовную ци – душу человека и других живых существ.

 

Духовная ци – основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый – «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью – освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека.

Китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:

ян – мужская сексуальная энергия;
инь – женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы, так и неживой природы (ян – Солнце, небо, день, сухость, легкость; а инь – Луна, Земля, равнины, ночь, влага).

В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» – единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Принципы инь и ян задействованы в отношениях между небом и землей (которыми ограничен мир), в делах этого ограниченного мира и в движении мира. Ян определяется как нечто активное, всепроникающее, освещающее путь познания вещей; для инь определена пассивная роль ожидания, темного начала. Речь, однако, не идет здесь о дуалистическом объяснении, ибо инь и ян не могут обнаружить свое действие друг без друга.

Инь и ян соединяют свои силы, а целые и прерванные линии приобретают форму, представляющую отношения между небом и землей. Эти принципы изменяют свое воздействие и «взаимно проникают», а то, «что в действии инь и ян остается скрытым, является непостижимым». Движение инь и ян – диалектическое движение изменений в едином. «Перемена, а равно содружность вещей заключается в изменениях». Изменение, как следствие движения, имеет свой путь.

Инь и Ян можно сравнить с полюсами магнита – северным и южным. На какие бы малые частички ни делить магнит, все равно в каждой из них будут и северный, и южный полюса. Подобно этому, на какие бы дробные части ни делить Вселенную, в каждой обязательно будет присутствовать Инь и Ян.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей:

  • не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека путем создания и изучения его образа;
  • начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
  • не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти.

В восточных традициях любая проблема в деловой или духовной жизни представляет собой распад целостной духовной энергии. Она называется энергией ци; проблема является следствием ее распада на составляющие инь и ян.

При появлении проблемы составляющие инь и ян могут переживаться последовательно и сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями. К иньским эмоциям относятся состояния страха, тревоги, обиды, беспомощности, неуверенности, бессилия, безнадежности и т.д. К янским эмоциям относятся состояния гнева, раздражения, ярости, злорадства, торжества и т.д. Энергия ци переживается как ощущение покоя, уверенности, силы, спонтанности.

Обычно в каждый конкретный момент времени переживается одна из полярных энергий; другая в этот момент вытеснена в подсознание. Затем может произойти переворот, после которого осознанно переживается другая полярность.

Эти процессы хорошо описаны в китайской традиции, где с полярными энергиями ян и инь связываются философские категории дух и материя. Полярным энергиям предшествует неполярная, целостная энергия ци, пребывая в которой дух и материя не отделены друг от друга и потому непрерывно обмениваются информацией.

В процессе распада информационный обмен между духом и материей прерывается, и возникают две полярные по смыслу устойчивые реальности, закрытые друг для друга. Одна из них находится в энергии инь, другая – в энергии ян. Это и есть рождение проблемы.

Энергия инь в своем положительном значении (т.е. в состоянии взаимодействия с духом) проявляется в таких качествах, как постоянство, стабильность, восприимчивость, чувство внутренней опоры. В случае распада эти качества энергии инь вырождается в ригидность, медлительность, застревание, остановки, тревожность, неуверенность, страхи, отчаяние, безнадежность и другие подобные состояния. 

Энергия ян в своем положительном значении (т.е. в состоянии взаимодействия с материей) проявляется как изменчивость, активность, воля, творчество, подвижность. В случае распада энергия ян проявляется как непостоянство, легкомыслие, поспешность, суета, директивность, давление, раздражительность, гневливость и т.д.

Энергия ци проявляется как состояние равновесия, в котором способность системы к активным изменениям (в ответ на внешние воздействия) уравновешивается процессами, ведущими к устойчивости и стабильности. Такая система способна к адекватному реагированию на любые внешние изменения и, вместе с тем, сохраняет стабильность при их отсутствии.

Субъективно в индивидуальном человеческом опыте энергия ци переживается как сочетание многих качеств: спокойствия, стабильности, выдержки, восприимчивости, высокой чувствительности, с одной стороны, и активного волевого творческого начала с другой стороны.

В случае распада энергии ци человек склонен к неадекватным реакциям на внешние воздействия: выдержка превращается в бездействие, восприимчивость в тревогу, обиду, страх, а активность становится неуместной и проявляется в виде суеты и агрессии.

Чистое состояние активности, как проявление энергии ци, ведет к изменениям в системе. С другой стороны, энергия ци может проявляться и как качество стабильности, т.е. неизменности. Когда эти полярные качества  – изменчивость и неизменность – проявлены одновременно, в системе может возникнуть противостояние (внутренний конфликт). Таким образом, конфликт оказывается потенциально заложенным в любой целостной системе. Сильный или длящийся внутренний конфликт сопровождается распадом энергии ци.

Итак, болезнь, конфликт, проблема – это состояние распада, где одна из составляющих состояния осознается, другая уходит в бессознательное: кажется неактуальной, подавляется либо скрывается; например, явный героизм на фоне подавленного страха. Эти две составляющих всегда разнозаряжены: активная (янская) – героизм, гнев, острая боль, лихорадка… – и пассивная (иньская) – страх, обида, слабость, тупая боль и т.д.

Соответственно, решение любой проблемы представляет собой своеобразный процесс аннигиляции этих двух типов энергии и, как результат, рождение нового качества энергии ци. Это может осуществляться через особым образом организованное духовное усилие, которое в данном подходе оформляется в виде практик, представляющих собой определенную комбинацию навыков концентрации и деконцентрации и специальных приемов работы с телом.

Энергии инь, ян и ци управляются при помощи практик цигун.

Понятие цигун обозначается в китайском языке двумя иероглифами Ци и Гун. Иероглиф Ци имеет несколько десятков возможных вариантов перевода, одним из которых является слово «Энергия». Это слово наиболее сильно закрепилось в среде русскоязычных практикующих, поэтому в данной статье мы так же будем использовать слово «Энергия» для обозначения понятия «Ци». Ци это некая субстанция существующая в каждой точке окружающего нас пространства. Она содержит в себе три компонента или может принимать три формы: материальную, энергетическую (или силовую) и информационную.

Иероглиф Гун обозначает слово «действие» или «работа». Таким образом, понятие цигун можно перевести несколькими способами. Работа по управлению энергией, работа, связанная с получением, накоплением, преобразованием и использованием энергии. Осуществление работы, как тела, так и сознания за счет этой энергии. Искусство использования действия Ци на тело и сознание.

По данным разных источников цигун как эзотерическая система развития личности мог появиться от 5 до 7 тыс. лет назад, однако не исключено, что он существовал и ранее. Много позже, когда в культуре Китая оформилась такая философская система как Даосизм (было сформулировано в письменных источниках, то древнее наследие, которое существовало еще до появления письменности) Цигун стали соотносить с Даосскими техниками, а с появлением в Китае буддизма и с буддийскими практиками. Фактически же в основе Цигун лежит древняя традиция развития тела и сознания, точное время возникновения которой не известно. В настоящее время существует множество видов Цигун и они делятся по целям и методам практики, по степени динамичности выполняемых упражнений, по направленности этих упражнений на регулирования тела или сознания, по степени жесткости и т.д.

Цигун – это древнее китайское искусство саморегуляции организма, традиционная оздоровительная система, основа внутренних стилей боевых искусств. Построен на комплексе философских концепций и прикладных технологий согласования двигательной активности, дыхания и состояний сознания. Постулирует понятие Ци – жизненной энергии, которая рассматривается в качестве основы существования человеческого организма, и учит контролировать эту энергию. Применяется для поддержания психического, духовного и телесного здоровья, а также развития человека как индивидуума, личности, и способствует духовному пробуждению, освобождению сознания и пониманию истинной природы человека.

Любая система цигун базируется на трех основных блоках: концепциях Инь-Ян, У-син и представлении об энергетических каналах и биологически активных точках (БАТ).

1. В соответствии с древними китайскими представлениями все в человеке, природе и во всей Вселенной состоит из двух противоположных, но не антогонистических начал Инь и Ян. Они существуют неразрывно и взаимосвязаны таким образом, что в Инь всегда присутствует Ян, а в Ян-Инь. Это знакомое многим изображение является сечением шара.

Инь-Ян

В каждый момент времени в нем происходят определенные изменения, перетекания: уменьшение Инь, увеличение Ян; уменьшение Ян, увеличение Инь. На рисунке изображен как бы один из множества моментов при условном сечении этого шара плоскостью. И такое сечение, когда обе части Инь и Ян находятся в равновесии, называют Инь-Ян рыбой.

Мы являемся частью этой Вселенной, поэтому в каждом из нас также находятся Инь и Ян. Это касается человека в целом и каждого органа в отдельности: в каждом из них также существуют Инь и Ян. При этом «плотные» органы нашего тела (печень, сердце, перикард, селезенка, легкие, почки) относятся к Инь, а полые органы (желчный пузырь, мочевой пузырь, тонкий и толстый кишечник, желудок, «три обогревателья» или «три части туловища») – к Ян. Это вовсе не значит, что эти органы состоят только из Инь или Ян. Просто в них намного больше ци указанного вида, чем противоположного.

Кроме того, внутренняя поверхность тела принадлежит к Инь, а наружная – к Ян. У женщин правая половина тела янская, а левая иньская, у мужчин – наоборот.

Инь и Ян должны быть уравновешены и в природе, и в обществе, и в человеческом организме, в противном случае возникают катаклизмы, а в организме человека – заболевания. На нашей планете на участках с избыточным Ян возникают пожары, а с избытком Инь – наводнения.

В человеческом обществе материальная часть мира относится к Ян, а духовная – к Инь. Если развитие материальной части значительно опережает духовную, общество нестабильно, подвержено антагонизму, приводящему к войнам. В нашем обществе (на планете в целом) сейчас перепроизводство материальных благ, а желания людей все возрастают. Уровень благосостояния оценивают жилищными условиями, количеством вещей, наличием дачи, машины, ее маркой. Такое общество не может быть счастливым, его население обречено на страдания – оно живет, чтобы работать не только ради необходимого, но ради удовлетворения своих все возрастающих желаний.

А так как материальная часть относится к Ян, и Ян сейчас слишком много, то естественным образом начинают возникать всевозможные духовные течения и практики, охватывающие многие страны и прорастающие в различные слои общества. Книги, газетные статьи, брошюры с большей или меньшей степенью приближения к истине начинают внедряться в наши дома, наш быт и наше сознание. На планете начинает увеличиваться Инь.

Поэтому мы говорим, что одна из целей цигун – регулирование Инь-Ян, приведение их в равновесие.

2. В соответствии с теорией У-син существует классификационная система пяти первоэлементов или пяти стихий: это вода, дерево, огонь, земля (почва), металл. Каждая стихия характеризуется определенным качеством и цветом энергии ци, и по такой схеме систематизируются все процессы в природе, органы в теле человека, эмоции, звуки, запахи и пр. Подробнее с системой У-син мы знакомимся и работаем на второй ступени.

3. Помимо базового принципа Инь-Ян в основе цигун лежит представление о системе энергических каналов и точек входа-выхода энергии не принадлежащих физическому телу, т.е. не представленных в физическом теле в виде материальных органов. В системе цигун организм человека рассматривается не только как физическое тело, а как совокупность тонких тел, с которыми и происходит основная работа. Оздоровление и развитие физического тела является лишь первым базовым этапом все комплекса по развитию личности, рассматриваемого в системе цигун полного цикла.

Представление об энергетических каналах также уходит в глубокую древность Китая и является базовым понятием традиционной китайской медицины. В соответствии с ними, тело человека имеет три системы маршрутов: кровеносную, систему вод и энергетическую. Энергетическая система каналов связывает поверхность тела с внутренними органами. На каждом из каналов существует большое количество БАТ, которые и являются входами (выходами) в эти каналы, и через которые происходит обмен и взаимодействие ци человека и ци окружающего его мира, всего Космоса.

Различают 12 основных каналов – жень и 8 чудесных - май.

12 основных каналов связаны с 12 основными органами, которые, с точки зрения китайской медицины, являются не столько отдельными органами, сколько функциональными системами. У каналов есть ветви – коллатерали, образующие сеть и связывающие в единую систему все части тела. Чудесные каналы можно сравнить с озерами. Они соединены с основными каналами, но при этом имеют свои маршруты. Главная их функция – управление основными каналами и перераспределение в них ци. Если в основных каналах образуется избыток ци, то она начинает заполнять чудесные каналы, а если ее не достает, то дефицит восполняется поступлением ци из запасов чудесных каналов. Основными среди каналов май являются переднесрединный Жень-май (канал действия) и заднесрединный Ду-май (канал управления). Жень-май управляет иньскими основными каналами, а Ду-май – янскими.

Если по каналам ци перемещается свободно, то человек здоров, и все его системы функционируют нормально. Если на каком-либо из участков происходит «затор», «закупорка» канала, создающая препятствия для свободного циркулирования ци, то на этом участке возникает болезнь. В одних случаях она может носить локальный характер, в других – вызвать нарушения в функционировании близлежащих зон или участков и органов, связанных с данным каналом.

Поэтому, с точки зрения китайской медицины, на участках спазмирования («закупорки») каналов всегда возникает заболевание или, иначе, в области функциональных нарушений и заболеваний всегда наблюдается частичное или полное «блокирование» каналов и нарушения в них циркуляции ци.

В связи с этим, одна из целей 1-й ступени цигун – нормализовать циркуляцию энергии ци по каналам и снять все блоки.

В энергетическую систему организма входят также «энергетические резервуары» или «котлы» – области даньтянь (в литературе их иногда называют «киноварные поля»). Это участки, в которых можно накапливать энергию ци, получаемую из внешней среды, преобразовывать ее и улучшать качество (иногда в переводе встречается термин «воспитание ци»). Дань – это концентрированная, сгущенная энергия.

Вообще энергия ци бывает в двух состояниях – концентрированном (тогда она подобна веществу, которое мы можем видеть и осязать) и в разряженном (тогда она подобна газу). При определенной тренировке мы можем управлять состоянием ци. Для пояснения приведем следующую аналогию: лед можно сравнить с накопленной и удерживаемой энергией в даньтянь, а пар – другое агрегатное состояние льда – с обычным состоянием ци. В таком состоянии она присутствует везде в Космосе.

В системе Чжун Юань цигун различают три резервуара (котла):

  • Ся даньтянь – нижний котел
  • Чжун даньтянь – средний котел
  • Шан даньтянь – верхний котел.

Ся даньтянь находится в области пупка и малого таза с центром несколько ниже пупка.

Чжун даньтянь расположен в области груди с центром на уровне линии, соединяющей соски.

Шан даньтянь располагается внутри головы в области гипоталамуса, на уровне линии, соединяющей брови, примерно там, где индийцы ставят красную точку.

Схема «Малого небесного кругаСхема «Малого небесного круга
Рис. Схема «Малого небесного круга», образующегося каналами Жень-май и Ду-май с указанными областями даньтянь, «заставами» и основными точками:  Иньтан,  верхняя область даньтянь (Шан даньтянь),  Шаньчжун,  средняя область даньтянь (Чжун даньтянь), точка Цихай,  нижняя область даньтянь (Ся даньтянь),  конец Инь и начало Ян, точка Хуэйинь,  «застава» Вэйлюй,  «застава» Цзяцзи,  «застава» Юйчжень,  конец Ян, начало Инь, точка Байхуэй.

У каналов существуют ответвления, образующие сеть, связывающую в единую энергетическую систему все части тела. Проявлением или проекцией на физическом теле этой системы энергетических каналов является кровеносная система, так же состоящая из магистральных сосудов и заканчивающаяся мельчайшими капиллярами. Связь энергетической и кровеносной системы человека отражается в древнекитайской фразе: «Наша энергия там, где наше внимание, наша кровь, там, где наша энергия». Здесь говорится о том, что с помощью внимания можно управлять энергетикой своего организма, и о том, что кровь повторяет в физическом теле маршрут движения энергии в тонком теле. На этом принципе основаны все практики, связанные с так называемой внутренней алхимией, например упражнение Малый небесный круг или упражнение Преобразование Ци. Перемещая и трансформируя энергию с помощью своего внимания, мы добиваемся перемещение энергии в разные участки организма, улучшая при этом их кровоснабжение. Таким образом на уровне физического тела достигается эффект оздоровления, т.к. восстанавливается правильное кровоснабжение всех органов и тканей. На уровне тонких тел достигается наполнение их энергией соответствующего уровня (или соответствующей частоты). Это в свою очередь приводит к активизации эфирного, астрального и ментального тела и человек начинает приобретать новые возможности, связанные с функционирование уже не в трехмерном пространстве.

Высшей практикой цигун полного цикла является работа с сознанием, т.е. с ментальным телом человека. Энергия для данной практики получается путем поэтапного внутреннего преобразования накопленной в нижнем даньтяне внешней энергии Ци. Эта энергия и без специальной практики естественным образом усваивается человеческим организмом извне и относится к типу т.н. называемой сексуальной энергии. Практики приема и накопления внешней Ци увеличивают естественную выработку сексуальной энергии и активизируют данный механизм, а практики внутренней алхимии преобразуют ее в более тонкие или высокочастотные формы и поднимают вверх, тем самым, наполняя энергией и активизирую тонкие тела человека, в том числе ментальное. Выполнение практики только по накоплению внешней ци, т.е. без ее преобразования приведет к эффекту только на уровне физического тела и не затронет уровень духовного развития человека.

В соответствии с количеством даньтяней выделяют три ступени цигун, связанные с их проработкой. Далее начинаются высшие ступени цигун.

На первой ступени основное внимание уделяется работе с Ся даньтянь, т.к. от количества и качества ци в нем зависит физическое здоровье человека, его сексуальные возможности, длительность жизни.

Кроме того, на первой ступени идет открытие, очистка и проработка всех энергетических каналов, меридианов и точек. Считается, что от их состояния зависят другие системы организма (по кругу У-син).

Далее в рамках практик первой ступени запускается механизм трансформации накопленной внешней энергии в нижнем даньтяне. Мы запускаем некую печь или реактор, преобразующий низкочастотную сексуальную энергию в более тонкую или высокочастотную. Эти техники связаны с понятием «даосская или внутренняя алхимия». Практикующий получает внутренний источник энергии для работы связанной с развитием уровня своего сознания. Предполагается, что такую систему трансформации и подъема энергии нижнего даньтяня можно запустить на три месяца ежедневной практики. На этот период практикующий должен ограничить себя или свести к минимуму сексуальные контакты, приводящие к потере энергии.

Цели первой ступени – активизировать нашу Цзин в Ся дантянь, улучшить ее качество и преобразовать так, чтобы увеличить нашу внутреннюю энергию. Это будет способствовать открытию энергетических каналов, усилению нашего тела, улучшению его функционирования.

Поэтому упражнения, изучаемые на первой ступени Чжун Юань цигун, направлены на то, чтобы привести в равновесие Инь-Ян в нашем теле, открыть и прочистить энергетические каналы, открыть биоактивные точки, научиться получать ци из окружающей среды, накапливать ее в Ся даньтянь и улучшать ее качество. Побочный эффект от выполнения этих упражнений – оздоровление организма, улучшение психофизического состояния, приобретение повышенной чувствительности и умения управлять энергией ци, а это, в свою очередь, позволит диагностировать и лечить многие заболевания.

Часто можно встретить физически крепких людей, желающих практиковать и нарабатывать определенные навыки и умение. Но их интеллектуальный уровень невысок, и они не понимают, для чего это им может понадобиться, не могут сформулировать свои цели, просто хотят научиться чему-нибудь конкретному. Можно также встретить людей, обладающих высоким интеллектом и понимающих, что можно приобрести такого рода практикой. Однако желаемой цели и они не могут достигнуть, т.к. их физическое тело не готово. Это можно сравнить с хорошей программой, которую невозможно освоить на компьютере низкого класса: нельзя запустить систему в целом и получить желаемый результат, если недостаточно хороша материальная часть (например, малое быстродействие). Поэтому эти две части единого целого надо привести в равновесие. Мы являемся как бы совокупностью материальной части и математической программы. Вот почему в системе Чжун Юань цигун мы тренируем одновременно дух и тело, чтобы они находились в равновесии.

Сейчас мы живем в обществе рыночных отношений. Это значит, что для того, чтобы что-то получить, надо что-то дать взамен. Поэтому методики в Чжун Юань цигун позволяют каждому практикующему приобрести определенные возможности и способности, благодаря которым человек может существовать в этом мире. Например, нормализовать состояние своего здоровья, если вы больны, и тем самым получить возможность эффективно работать и зарабатывать на жизнь или диагностировать и лечить болезни, тем самым помогая другим людям. Но основным является не только приобретение различных знаний, но и способностей с одновременным повышением интеллекта и творческой активности. А это существенно помогает при выполнении любой работы, при любом роде деятельности. И это также цели первой ступени. Поэтому в системе Чжун Юань цигун Мастера позволяют человеку практиковать и обучают его высшим ступеням только в том случае, если и он дает нечто другим взамен приобретенных навыков, знаний и понимания мира.

Необходимо отметить, что занятия любым видом цигун позволяют накапливать и увеличивать ци, но не любая методика позволяет повысить ваш уровень. Это связано с тем, что некоторые методики используются только для улучшения здоровья или только для наработки боевых навыков и пр., т.е. они являются частью какой-либо системы, а не системой в целом.

Поэтому каждый из занимающихся должен сам определить для себя цели и задачи. Если нужно только повысить уровень здоровья, то достаточно изучить и освоить частные методики Чжун Юань цигун или любой другой школы. Для высоких же целей нужны соответствующие методики, когда от освоения базовых элементов-кирпичиков возможно перейти к пониманию целостной картины мира и своего места в нем. Именно такой и является данная система.

На второй ступени идет работа со средним даньтянем. Эта практика связана с развитием у человека экстрасенсорных способностей, активизации центров связанных с восприятием тонкого мира, усилением работы сознания и мышления, изменением своего отношения к миру и людям и определением своего места и своих целей в этом мире. Работа со средним даньтянем позволяет человеку зафиксироваться в восприятии тонкого мира и получить Силу, связанную с активизацией астрального и ментального тела. На этом уровне практикующий так же продолжает заниматься накоплением энергии и трансформацией ее в более тонкую форму, которая сможет питать сознание практикующего.

На третьей ступени идет работа с верхним даньтянем. Здесь продолжается внутренняя трансформация человека, связанная с расширением его сознания и возможностей, связанных с работой сознания. Активизируя область мозга, называемую так же третий глаза, практикующий постепенно переходит на новую ступень собственной эволюции и приобретает новые качества и возможности. Здесь происходит переход от Человека обычного к Человеку разумному. На этом уровне заканчивается создание системы подъема энергии из нижнего даньтяня и ее трансформации, заканчивается проработка центрального канала, по которому энергия снизу поднимается наверх. Т.о. полностью выстраивается система, связанная с обеспечением энергией верхнего центра.

На работу со второй и третьей ступенью у практикующего уходит несколько лет в зависимости от интенсивности занятий.

В результате выполнения всех трех этапов практики полностью изменяется энергетика организма практикующего. Выстраивается механизм, похожий на работу внутреннего «реактора»,  трансформирующего получаемую извне «грубую» энергию Ци в «тонкую», питающую сознание. В результате практикующий обретает как физическое здоровье и бодрость, так и активное сознание и начинает жить в гармонии с миром. В жизни практикующего эти этапы не имеют временного ограничения, т.к. каждый из этапов можно практиковать всю жизнь, получая при этом необходимый эффект.

Для занятий гимнастикой цигун не требуется ни дорогостоящее оборудование, ни особое место, ни специальное питание.

Приведем краткое описание этапов цигун.

Первый этап практик связан с активизацией и наполнением  нижнего даньтяня (область от лобка до пупка).

Цели практик: достижение равновесия инь-ян в организме практикующего, открытие каналов и биологически активных точек, тренировка навыка получения и накопления Ци в нижнем даньтяне, освоение методов трансформации энергии Ци в организме (внутренняя алхимия). В результате выполнения данного цикла упражнений закладывается основа для практик следующего уровня, направленных на укрепление эмоционального здоровья практикующего и усиления работы его сознания.Эффект от практик: укрепление здоровья практикующего, устранение спазмов и застойных явлений в организме, нормализация кровоснабжения организма, укрепление иммунитета, усиление репродуктивной функции, бодрость на уровне тела и сознания, повышение чувствительности и способности к экстрасенсорике, ощущение мира как единого информационного пространства, состояние гармонии с миром.

Второй этап практик связан с активизацией и наполнением среднего даньтяня (область груди).

Дополнительно к эффектам от первого этапа начинает происходить изменение эмоциональной составлющей человека. Изменяется взгляд на отношения с людьми и собственные поступки. Появляется чувство любви и усиливается интуиция. Усиливается способность к экстрасенсорике. Изменяется восприятия мира. Ощущение мира как живого организма. Гармония с миром.

Третий этап практик активизирует и наполняет верхний даньтянь (область межбровья).

Эффект от выполнения первых двух этапов усиливается активизацией сознания. Практикующий обретает активное сознание позволяющее реализовать себя как в повседневной жизни, так и в деле дальнейшего развития своей личности и ее творческих способностей.  Практикующий приобретает состояние мудрости и некую способность видеть суть событий и явлений. Происходит переосмысление и осознание своей личности и своего Пути.

Малый небесный круг можно выполнять с помощью дыхания, а затем и с помощью сознания после некоторой тренировки.

Древние йоги садились с позу лотоса и быстро сокращали анус, чтобы поднять прану вверх, затем опускали подбородок и проглатывали слюну, чтобы опустить энергию по переднему каналу вниз к пупку. И так по кругу.

Почувствовали шар энергии в нижнем даньтяне за пупком. На вдохи втянули живот и надавили слегка руками, чтобы вытолкнуть шар вниз к промежности, затем поджимаем анус и урогенитальную диафрагму и направляем шар к копчику и вверх по позвоночнику до макушки.

Делаем выдох (Без паузы!) и опускаем энергию вниз к языку, язык поджимается к верхнему небу, чтобы образовать мост, затем энергия опускается по переднему каналу жень май в пупок. И цикл повторяется.

Упражнение выполняется не менее 30 минут. Считается, что кровь делает полный оборот по телу за полчаса.

По мере практики можно выполнять это упражнение с помощью сознания, предварительно запустив малый небесный круг с помощью дыхания.

Специалисты советуют делать много коротких вдохов, постепенно наполняя легкие, поджимать анус и на каждом коротком вдохе подтягивать шар все выше по позвоночнику, таким образом, преодолевая основные энергетические блокировки - заставы.

Когда дыхания уже не хватает чтобы вдохнуть больше, делается выдох и новый цикл дыхания коротких вдохов, а шар проталкивается все выше.

Начиная от макушки, шар опускается на выдохе.

На начальном этапе не рекомендуется задерживать энергию в макушке.

Людям, страдающим гипертонией, либо не сжимать анус вообще, либо очень аккуратно, т.к. это повышает артериальное давление.

Школы цигун

Цигун включает в себя практику китайских боевых искусств, медитативную практику и гимнастические упражнения, направленные на освобождение от телесных зажимов и энергетических блоков с помощью успокоения сознания, тела и эмоций. Может использоваться в качестве релаксации и альтернативного лечения при стрессовых состояниях и болезни, а также для общей гармонизации организма, улучшения иммунитета, настройки работы органов и их систем.

С древних времен цигун стал неотъемлемой частью китайской культуры. Существовало множество различных школ цигун: клановых, семейных, монастырских. К середине XX века исследователями цигун рассматривались всего несколько основных направлений и школ цигун, в зависимости от их целей и методов практики:

  • медицинское (или лечебное) направление цигун
  • цигун, используемый в боевых искусствах
  • различные частные школы монастырей и обществ.

Цигун подразделяют на «жесткую работу» (ингун) и «мягкую работу» (жуаньгун). Первая относится к боевым гимнастикам, а вторая – один из видов «взращивания жизни» (яншэн). Взращивание жизни – повышение жизненных сил организма. Основа – расслабление тела и сознания: «Не видеть, не слышать, сохранять дух в спокойствии, тогда форма саморегулируется», – писал Чжуан цзы. Цигун также называют цигун-терапией. Цигун-терапию в свою очередь подразделяют на «динамическую работу» (внешние движения – внутреннее спокойствие) и «статическую работу» (внешний покой – внутреннее движение), если сочетать динамику и статику, то эффект более значительный.

В Китае цигун разделяется на следующие направления: оздоровительный, медицинский, даосский, буддийский конфуцианский, ушуйский, жесткий, легкий, внутренний и внешний. Каждое из этих направлений ставит перед собой различные задачи и цели.

В целом, эти деления на школы и направления весьма условны. Так, например, мастера боевых искусств изучают медицинский цигун для лечения различных травм, а когда достигают мастерства в боевом направлении, начинают постигать и духовный цигун. Отличия буддийского цигун от даосской практики в том, что даосская практика целью ставит «очистить душу и тело», «влиять на жизнь», а также восстановить «непорочность и недеяние». Буддийское направление больше беспокоится о «закалке души и ее освобождении».

Самым древним из этих направлений считается медицинский цигун, цель которого – профилактика и лечение болезней, а также общее укрепление здоровья. Конфуцианский цигун делает упор на нравственное самосовершенствование и воспитание в себе высокой морали. Даосский цигун направлен на воспитание характера и на долголетие, с акцентом на укрепление здоровья и на выработку спокойствия духа.

Буддийский цигун уделяет особое внимание спокойствию духа и спасению души. Ушуйский цигун преследует цель закалять здоровье, укреплять внутренние органы и развивать действенную силу. Последний включает в себя и жесткий цигун. Как ни разнообразны эти направления, их объединяют упражнения в регулировке дыхания и мыслей.

Буддийская школа отличается повышенным вниманием к работе с сознанием, о чем свидетельствует малое количество чисто технических «регулирующих» приемов. Для даосской школы более характерна строгая последовательность выполнения действий и их систематичность. Методики буддийской школы нацелены на то, чтобы выйти на определенный энергетический уровень. Представители даосской школы стремятся к усовершенствованию внутренних и внешних жизненных структур человека, поэтому большое место в методиках этого направления отводится циркуляции ци по энергетическим каналам, фиксации «мысли» на биологически активных точках и т.д. В буддийской школе, особенно в чань-буддизме, ставка делается на быстрые, скачкообразные изменения, а у даосов – на постепенное продвижение к цели и поэтапное совершенствование.

Конфуцианский цигун. Основная цель конфуцианского цигун заключается в реставрации тела и пробуждении энергии ци. Конфуцианские школы цигун основывались на социально-научном совершенствовании. Целью цигун они считали развитие функций человеческого организма, сохранение сердца и взращивания природы человека через вскармливание великой ци. Основными методами считались «успокоение сердца» и «сохранение ночной ци». Суть конфуцианской системы заключалась в следующем: «Если сердце не забывает, то не растет ржание сердца». Конфуцианский цигун делает упор на развитие Высокоморального человека. «Цзюнь-цзы» (совершенный человек) он должен отличаться двумя основными достоинствами – гуманностью и чувством долга. Этот человек должен быть честным и искренним, прямодушным и бесстрастным. Он должен все видеть и все понимать, быть осмотрительным в речах, осторожным в делах. В сомнении – справляться, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии думать о честности. Всего себя он посвящает высоким идеям, служению людям, поискам истины. Постигнув истину утром, он «может спокойно умереть» вечером.

Медицинский Цигун. Этот вид Цигун создали, главным образом, целители. Были разработаны специальные упражнения для улучшения циркуляции ци (энергии) в конкретных каналах (меридианах) для излечения заболевания. Медицинский цигун ставит перед собой цель укрепления здоровья, профилактики заболеваний и лечения болезней.

К медицинскому цигуну относится практика Син шэнь чжуань. Син шэнь чжуань – это система упражнений, или форма, как ее принято называть, начального уровня цигуна. Она представляет собой оздоровительную гимнастику, воздействующую на суставы тела через правильное расслабление. Целью этой практики является формирование правильной структуры тела – физической и энергетической, то есть создание здоровой осанки здорового позвоночника в здоровом теле. Выпрямляется позвоночник, появляется гибкость в суставах, устраняются глубокие зажимы в теле.

В даосских практиках физическое здоровье считается первым шагом на духовном пути. На первом этапе практикующий занимается подготовкой тела как сосуда для духа и души, его очищением, открытием каналов, по которым протекает жизненная энергия ци.

Система упражнений син шэнь чжуань относится к лечебному цигуну, который зарекомендовал себя как эффективный и безопасный метод оздоровления. В госпиталях Китая в массовых масштабах он назначается людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиозами, межпозвоночными грыжами и многими другими). Получаемые результаты восхищают как сотрудников медицинских учреждений, так и самих пациентов.

Одним из преимуществ син шэнь чжуань является то, что он не требует предварительной физической подготовки. Упражнения этой гимнастики выполняется медленно и плавно без каких-либо резких движений, исключительно корректно и безопасно работая с телом. Форма выстроена в особую последовательность упражнений, собранных таким образом, что их применение не только изменяет структуру тела и приносит расслабление, но и приводит ум и эмоции в спокойное сбалансированное состояние, приводя к эмоциональной стабильности.

Форма син шэнь чжуань состоит из десяти упражнений. Каждое из них работает с определенной зоной позвоночника и энергетической точкой в этой зоне. Упражнения выстроены в точную последовательность, которая и составляет секрет этой практики.

Даньтянь-цигун – даосская практика, используемая для развития Даньтяня и силы промежности. Энергия Ци и ее давление в Даньтяне необходимо как основа для большинства практик Целительного Дао, особенно таких, как Цигун «Железная Рубашка» и Тайзци-цигун.

В даосской энергетической парадигме Даньтянь представляет собой центр тела и является основным генератором и одновременно основным местом хранения энергии Ци в теле, а также центром осознания. Даосы тренируют эту нижнюю часть брюшной полости, считая ее Вторым Мозгом. Нижний Даньтянь остается ключом к открытию тела и ума свободному, непрерывному потоку энергии.

Практикуя цигун «Железная Рубашка», мы учимся, расслабившись и не применяя усилий, стоять в позе «Обхватывания дерева», используя внутреннюю структуру «выровненного» тела, укоренение, мощную диафрагму таза и центрирование в Даньтяне.

Занимаясь тайцзи-цигун, мы учимся перемещать это «дерево», обеспечивать циркуляцию энергии и укреплять внутреннюю силу. Все движения тайцзи начинаются из Даньтяня, именно Даньтянь отвечает за контроль и равновесие - ключевые составляющие правильного выполнения тайцзи.

Нижний Даньтянь является основным резервуаром энергии в теле. В переводе с китайского слово Дань означает «эликсир» (буквально – киноварь, минерал, используемый во «внешней алхимии» в качестве основы для эликсира бессмертия, поскольку, как считают, он отличается совершенным равновесием Инь и Ян). Тянь означает «поле» или «место». Это место, где сходятся все энергии нашего тела, Земли, Вселенной и Природы, образуя «жемчужину», эликсир бессмертия, то, что служит пищей для нашей души и духа. Нижний Даньтянь расположен в брюшной полости, примерно на ширину трех пальцев ниже пупка. В Даньтяне мы храним свою Изначальную Ци, т.е. Ци , полученнуя из яйцеклетки и сперматозоида наших родителей. Сохраняя энергию в Даньтяне, мы можем затем легко получить к ней доступ, поэтому Даньтянь называют также «океаном Ци» или вторым мозгом.

Для увеличения личной силы, центрирования тела и ума необходимо, чтобы в Даньтяне хранилось достаточное количество энергии, т.е. он был наполнен давлением Ци. Здоровое тело имеет внутреннее давление 14,7 фунтов на квадратный дюйм (одна атмосфера). Любое снижение этого давления увеличивает возможность заболевания и общее ослабление организма. Практика упаковки энергии, используемая в Даньтянь-цигуне, усиливает это давление и укрепляет наши внутренние органы и фасции. Активизируются все системы – сердечно-сосудистая, лимфатическая, нервная, а также железы внутренней секреции; облегчается течение крови, спинномозговой жидкости и гормонов, так что работа сердца облегчается.

Даньтянь-Цигун служит основой нашей стабильности, физического и ментального/духовного равновесия. Он помогает нам быть активными, поддерживая контакт с самими, собой, и ценя собственное пространство, давать пространство другим.

Наиболее распространенная Чжун Юань Цигун, по мнению ее приверженцев, относится к высшим уровням цигун и является целостной системой знаний и методик, которые позволяют восстановить здоровье, развить творческие способности и осуществить прорыв в сферу особых возможностей. В направление Чжун Юань цигун входят элементы практически всех школ цигун, но при этом, оно свободно от какой бы то ни было религиозной окраски и не преследует никакие идеологические цели. Система Чжун Юань цигун основывается на базовых элементах китайской медицины и философии: теории Инь и Янь, Усин, акупунктурных меридианах и биологически активных точках.

Религиозный Цигун. Этот вид Цигун разрабатывался монахами буддийской и даосской религиозной направленности. Изначально целью этих школ было достижение просветления, состояния Будды или Великой Пустоты (Дао). В этих школах и были разработаны специальные техники для долголетия. Многие монахи не успевали достичь состояния просветления из-за ограниченности отпущенного им судьбой времени жизни на земле и они умирали, не достигнув его. Были разработаны специальные техники для продления жизни, теперь монах сам решал, когда его душе отправляться в мир иной. Впоследствии эти техники вышли из религиозного Цигун и стали независимы.

В настоящее время они не относятся ни к одной из религий. Религиозный цигун изучают и преподают в буддийских и даосских монастырях.

Философский Цигун или Цигун для мудрецов. Сюда входят конфуцианский цигун, даосский и буддийский. Направления этого вида цигун разрабатывались учеными-философами, а их основная задача – не только поддержание здоровья. Они делают упор как и на Конфуцианский цигун, так и на духовно-социальное совершенствование человека, на образование, интеллектуальное развитие и сохранение своих интеллектуальных способностей до глубокой старости. Этот вид цигун более целенаправлен. Но, самое главное, он помогает глубже понять ситуацию или проблему, рассматривать их с разных сторон, копать глубже. Проанализировав различные ситуации и варианты их развития, можно использовать полученные данные для поиска новых решений, и создания новых оригинальных творений. Выстроить алгоритмы для реализации этих идей и решений. Этот вид цигун помогает мечты сделать явью. Применение этих знаний обширны (образование, бизнес, политика, новаторство, искусство, творчество и т. д.). Про направления этой школы упоминает мастер Вон Кью-Кит в своей книге «Искусство Цигун».

В целом, эти деления на школы и направления весьма условны. Так, например, мастера боевых искусств изучают медицинский цигун для лечения различных травм, а когда достигают мастерства в боевом направлении, начинают постигать и духовный цигун.

Далее в качестве справки приведем краткие характеристики конфуцианства, даосизма и китайского буддизма.

Конфуцианство. Основателем конфуцианства считается мыслитель древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), живший в IV-V вв. до н.э.

Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Такой подход имел большое значение для социально-экономического упорядочения жизни в аграрном Китае, однако он вел к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению и деятельности. Индивид был функцией в социальном организме общества.

Изначальное значение понятия порядок, (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западного Чжоу Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения - этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. «Если благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями». Порядок наполняется добродетелью (дэ): «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».

Такое исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к проявлению человечности (жэнь). Быть человечным – основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим. Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался.

Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Таков путь (Дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть, вверено управление обществом.

Конфуций создал идеал совершенного человека, обладающего двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие «гуманность» включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям и т.д. В понятие «чувство долга» включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Совершенный человек безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде – всего себя он посвящает служению людям и поиску истины. Конфуцием были сформулированы основы социального порядка, согласно которым общество должно состоять из двух категорий: управляющих и повинующихся. Основой социального порядка является строгое повиновение старшим. Семья – сердцевина государства.

Конфуцианство как религия совершенно не знает жречества, и его ритуалы и церемонии всегда выполнялись государственными чиновниками и главами семей. Большое место занимает культ предков и вера в духов. Самым главным считается соблюдение точно установленных предками правил. Обряд служит средством упорядочения и облагораживания жизни.

Даосизм. В IV-III вв. до н.э. в Китае зародился даосизм, основателем которого считается Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге Дао-де цзин. В центре этого учения лежит доктрина о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует во всем и везде, всегда и безгранично. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – вот смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Последователи даосизма проповедуют идею о бессмертии человека, которого могут достичь праведные отшельники, ушедшие от повседневных страстей и суетности жизни. Трансформация человека в бессмертного считалась очень сложной, доступной лишь для немногих. Для даосизма характерны практика гадания и врачевания, суеверий и оберегов, веры в духов, культ божеств и патронов, магия. Таким образом, даосизм удовлетворял все потребности населения. В его пантеон наряду с главами религиозных доктрин (Лао-Цзы, Конфуций, Будда) входили многие божества и герои. В честь них даосы создавали многочисленные храмы, где ставились соответствующие идолы и собирались подношения. Такие храмы обслуживались монахами, выполнявшими по совместительству функции магов, гадателей, врачевателей и т.п.

В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, конструированием логически последовательных формул (как это делается в конфуцианстве), а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Чувственное познание опирается только на частности и «заводит человека на бездорожье», Дао постигается «сверхчувственно». Таким образом, даосизм является одной из форм мистицизма.
Согласно даосизму, мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин и целей, двигаясь однако в рамках пути – Дао. В онтологическом учении даосизма именно понятие пути – Дао – является центральным. Цель человеческого существования, по даосизму, есть «слияние» человека с космосом, так как он является его частью. Здесь не обозначается никаких разграничений в отношении «субъект-объект».

Главная жизненная задача человека. «Совершенномудрый» (шэньжень) – этический идеал даосизма, противопоставляется конфуцианскому этическому идеалу – «благородному мужу» (цзюнь-цзы). Последний развенчивается как человек с «низшим дэ», и противопоставляется человеку с «высшим дэ» – даосскому совершенномудрому» (шэньженю), главное качество которого – победоносное недеяние, ведь «человек с высшим дэ бездеятен и осуществляет недеяние», и он так же, как и само Дао, «не бореться, но умеет побеждать», в отличие от суетливого конфуцианского «благородного мужа» (цзюнь-цзы»), постоянно пребывающего в состоянии «бурной деятельности», являющейся, которая лишь  нарушает естественный порядок вещей - «меру вещей».

Соблюдение «меры вещей» является для человека главной жизненной задачей. Принцип недеяния как высшей формы поведения (у вэй) является основой даосской концепции управления. Если даосский «совершенномудрый» (шэньжень) становится правителем, то он предоставляет всему идти своим естественным путем – «путем Дао», следя лишь за тем, чтобы этот естественный путь не нарушался грубым вмешательством некомпетентных конфуцианских чиновников, возомнивших себя «благородными мужами» (цзюнь-цзы). Поэтому «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». Недеяние или, скорее, деятельность без нарушения «меры вещей» является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением единства человека и мира на общей основе, которой является Дао. Отход в сторону, отстранение от суеты мирской характеризуют поведение мудреца. Постижение мира сопровождается тишиной, внутренним душевным покоем, в состоянии которого понимающий муж овладевает миром.

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу.

Даосские практики – это система оздоровительных, духовных практик, медитаций и упражнений, нацеленных на развитие и самосовершенствование личности, исцеление и увеличение  внутренней энергии, обретения состояния гармонии,  путем снятия напряжения, избавления от негативных эмоций и переживаний, зажимов и блоков, чувства страха, обиды, злости.

Буддизм. Сущность буддизма вкратце можно выразить следующим образом. Источник и первопричина всех бедствий человечества в омраченности, в невежестве. Отсюда яркие определения и осуждения Буддой именно невежества. Он утверждал, что невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, – знанием тайны человеческого бытия и судьбы.

«Четыре благородные истины». Свет, который мог рассеять эту тьму и избавить от страдания, был явлен Буддой как знание четырех благородных истин:

1. Страдания воплощенного бытия, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей.
2. Причина этих страданий в омраченности, в жажде самоудовлетворения в земных присвоениях, влекущих за собою непрекращаемость повторного, несовершенного бытия.
3. Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения и тем самым создании возможности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.
4. Путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и приближения к великой Истине.

«Благой восьмеричный путь». Путь к этой великой Истине разделен был Буддой на восемь ступеней (благой восьмеричный путь):

1. Правильное распознавание (что касается закона причинности).
2. Правильное мышление.
3. Правильная речь.
4. Правильное действие.
5. Правильная жизнь.
6. Правильный труд.
7. Правильная бдительность и самодисциплина.
8. Правильное сосредоточение.

Нирвана. Человек, проводящий в жизнь эти положения, освобождается от страданий земного бытия, являющихся следствием невежества, желаний и вожделений. Когда это освобождение осуществлено, достигается Нирвана. «Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, т.е. полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо, в противном случае, это было бы абсолютныи эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осужден на разочарование, как сказано: «Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея не малейшего представления об истинной ее сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая». Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни». Согласно современному пониманию, Нирвану можно определить как состояние совершенства всех элементов и энергий индивидуальности, достигших наивысшей интенсивности, доступной в данном космическом цикле.

В Китае буддизм принял форму чань-буддизма, в Японии – форму дзэн-буддизма.

Энергетическая парадигма в психотерапии

По сути, меридианные терапии представляют собой применение энергетической парадигмы к устранению психологических и эмоциональных аберраций (отклонений от нормы; ошибок). Сторонники этих терапий считают, что причины этих аберраций лежат в расстройствах энергетического поля (или ауры) человека. На самом фундаментальном уровне проявления любого рода являются энергетическими структурами или полями. Естественно, психологические аберрации проявляются нейрологически, биохимически, а также в сознании и в поведении, и, на глубочайшем уровне, у них есть энергетическая основа, и она активна. Возмущения в энергетических полях всегда являются причиной эмоциональных или психологических проблем, болезней и других недомоганий.

Введение энергетической парадигмы в область психотерапии и духовной технологии является качественным шагом вперед в сторону понимания этих важных областей, поскольку это дает шанс рассмотреть их с совершенно иной точки зрения. До недавнего времени психология рассматривала аберрации способом, аналогичным подходу классической физики, где всегда стараются определить причинные отношения. В квантовой физике, которая исследует отношения между ядерными частицами на субатомном уровне, отношения причинно-следственного типа принципиально ненаблюдаемы. На этом уровне изменения могут происходить мгновенно, безо всякой причинной последовательности. Поскольку мысли существуют в энергетических полях, а негативные эмоции представляют собой отражение возмущений в этих полях, можно предположить, что по своей природе психологические и энергетические проявления являются квантовыми процессами. Следовательно, психологические проблемы можно разрешить гораздо быстрее, если рассматривать их как возмущения в энергетических полях, чем если пытаться искать их «исторические причины» – как это обычно делалось раньше. Изменение структуры энергетических полей, которые лежат в основе проблем, будет достаточно для того, чтобы добиться исцеления или изменения духовного сознания.

Аура людей, которые совершенно сбалансированы эмоционально и физически, можно уподобить тихой реке, которая течет ровно и гармонично. Шоки, которые человек переживает с раннего детства, подобны огромным валунам, которые нарушают плавное течение реки. Они создают воронки, пороги и места с пониженным и повышенным давлением энергии; и этот дисбаланс становится основой для нежелательных состояний. Дипак Чопра, всемирно известный поборник альтернативных методов, говорит, что «человек – это не замороженная скульптура, а река энергии и информации, которая постоянно самообновляется».

Устранение физических аберраций с помощью классической акупунктуры, например, требует большего времени, потому что материя куда более плотна, чем энергия. В отличие от акупунктуры, меридианные терапии используют потоки энергии для стирания эмоциональных и психологических проблем. В большинстве этих терапевтических методов процесс состоит в том, что клиент удерживает проблему в сознании и при этом одновременно постукивает кончиками пальцев по конечным точкам соответствующих энергетических меридианов. Таким образом оказывается воздействие на энергетические поля, которые окружают физическое тело и проникают в него. Энергетические поля – это невидимые области воздействия, подобные магнитным или гравитационным полям. Когда клиент сосредотачивается и отождествляется с травматическим воспоминанием или психологической или эмоциональной проблемой, он может ощутить эмоциональное воздействие конкретного поля на себя. Он ощутит неприятности, злость, испуг, ревность или депрессию. Теоретическое предположение исследователей состоит в том, что, ощущая негативное энергетическое поле, которое лежит в основе аберрации, клиент на самом деле ощущает возмущения в своей собственной энергетической системе.

Аура – это поле жизненной энергии, которое носило самые разные названия в древних учениях Востока и Запада: Ки, Ци, Мана, Прана, Од, Оргон. Согласно теории традиционной акупунктуры, Ци – это жизненная энергия, которая частично создается во внутренних органах, а частично входит в систему из космического окружения через акупунктурные точки и дыхание. Эта точка зрения также признается большинством систем меридианной психологии. Жизненная энергия, совершенно очевидно, наполняет психо-энергетическую систему посредством дыхания, в то время как дыхание одновременно стимулирует движение жизненной энергии естественным образом. Это объясняет, почему большинство систем восточной философии настаивает на важности управления дыханием.

Измерения показывают, что электрическое сопротивление акуточек гораздо меньше, чем всей остальной кожи. Кроме того, величина его зависит от жизнеспособности человека и его эмоционального состояния и здоровья. Исследования, проведенные с применением чувствительных приборов, показывают, что акуточки работают как усилители потоков энергии. Надавливание на них (акупрессура), постукивание по ним (меридианные терапии) или просто легкое касание (как это делается в ПЭАТ) стимулирует потоки энергии и распределение энергии по ауре.

Фактически, Терапия полей мысли устраняет энергетические возмущения, которые являются корнем эмоциональных и психологических аберраций, тем самым приводя к их быстрому и безболезненному исчезновению. Исходная аксиома («Заявка на изобретение») систем меридианной терапии утверждает: «Причиной всех негативных эмоций является возмущение в энергетической системе тела». Когда возмущение в энергетической системе устранено – что делается довольно быстро посредством некоего терапевтического квантового скачка – нежелательные психологические и эмоциональные состояния и недомогания (которые были ими вызваны) пропадают. По этой причине они перестают ограничивать свободу поведения человека и его радость от жизни.

Давайте рассмотрим это на примере человека, страдающего от агорафобии (страха открытых пространств и переходов через улицы). Агорафобик весьма ограничен в поведении. Поскольку жизнь заставляет его постоянно сталкиваться с такими ситуациями, он будет страдать от частных приступов страха. Мысль о том, что надо перейти улицу, будет наполнять его сильным страхом или, по меньшей мере, ощущениями неудобства. Такой человек не сможет заниматься большинством нормальных видов деятельности. Его радиус подвижности будет небольшим, и из-за постоянных потребностей обычной жизни он будет страдать от частых приступов страха или паники.

Воздействие на меридианные точки устраняет возмущения энергии в ауре, которые лежат в основе таких фобий, и она пропадает безболезненно, быстро и относительно стабильно. Часто единственной сессии достаточно для того, чтобы избавить человека от конкретной фобии. В случае сложных многослойных страхов может потребоваться несколько сессий. Этот тип терапии устраняет иррациональные страхи, не убирая рациональной осторожности человека. Прошедший такую терапию человек не будет безрассудно бросаться в опасные ситуации после занятий ею, скорее, он обретет способность расслабленно, разумно и бесстрашно себя вести.

Меридианные терапии исцеляют всевозможные эмоциональные и психологические аберрации, такие как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, компульсивные и навязчивые мысли, ревность, преувеличенная склонность горевать, блокировки творческих способностей, зависимости (наркотики, алкоголизм, курение, переедание) и многое другое.

Применение этих методов дает хорошие результаты при обработке множества проблем, которые кажутся имеющими органическое происхождение, при условии, что в них есть также какие-то психологические и эмоциональные составляющие. Поскольку существует огромное количество аберраций, которые считаются органическими по своей природе, возможные применения энергетических терапий ограничены только изобретательностью терапевта.

Энергетическая парадигма в психологии

Использование энергетических представлений, с одной стороны, очень распространено в психологии, а с другой – крайне слабо методологически проработано. Не ясно, в какой мере эти представления являются просто моделями нашего понимания, а в какой им может быть придан онтологический статус.

Не менее проблематичными являются понятийные связи между энергией и мотивацией, энергией и смыслом, энергией и ценностью, хотя некоторые фактические связи налицо: мы знаем, как «энергично» может действовать человек, если он положительно мотивирован, знаем, что осмысленность дела придает людям как бы дополнительные силы, но очень плохо представляем, как можно связать воедино физиологическую теорию активации, психологию мотивации и отрабатывавшиеся в основном в физике энергетические представления.

Из более конкретных теоретических проблем следует указать, в первую очередь, на присущую психологической идее энергии антиномичность: с одной стороны, считается, что не существует никакой «непредметной» энергии, психической энергии самой по себе, а с другой – признается существование избытков энергии, требующих выхода. Эта проблема связана с оппозицией понятий энергии и силы. Хотя Ж. Нюттен пишет, что «в психологии часто вообще не различают понятия "сила" и "энергия"», следует упомянуть, что такое различение все-таки проводится. Д. Рапопорт и М. Гилл, например, утверждают, что психологии необходимо и то и другое понятие, так как понятием силы нельзя объяснить такие явления, как «замещение» и «трансформация», а «энергии, которые по определению являются ненаправленными количествами, не могут объяснить направленные явления».

Взгляд на человеческую психику и само человеческое бытие будет неполным, если не принимать в расчет глубинное влияние энергетической системы на внутренний мир человека, поведение и взаимоотношения с окружающими. Психология должна стремиться к многогранному видению человеческого существа и практическому толкованию процессов его психики, поэтому она должна дать возможность изучающему познать исчерпывающую картину человеческих взаимоотношений с окружающим миром. Раздельный же подход в реальной жизни оказывается бесполезен, как кусочек пиратской карты, потому что не может помочь человеку найти нужные ему сокровища. Для человеческой психологии по-настоящему ценными сокровищами всегда считались счастье, внутренняя гармония и жизненное равновесие, наполняющие нашу жизнь доверительными взаимоотношениями, любовью и радостью. Карта сознания, необходимая каждому человеку, должна как можно быстрее и полнее преподнести ему эти сокровища, спрятанные у него глубоко внутри и подспудно напоминающие о себе.

Но даже все сегодняшнее обилие информации по данному вопросу чаще всего оказывается бессильным, и большинство современных людей не знают дороги к себе. Например, как и раньше, многие не понимают, почему их самочувствие «скачет» день ото дня: еще накануне они просыпались полными сил, а на следующее утро – более истощенными, чем были вечером, когда ложились в постель; почему окружающие то тянутся к ним, то начинают выказывать неприязнь. По какой-то до сих пор всем неясной причине современному человеку, полностью охваченному мыслями, чувствами и переживаниями из-за превратностей судьбы, по-прежнему не хватает ощущения незыблемости, цельности и самодостаточности. Неосведомленность и запутанность в вопросах личного бытия (кто я и почему мои чувства, мысли и поступки не такие, как у всех остальных) нисколько не снижается, несмотря на немалую важность, которая в наше время придается эмоциям, взаимоотношениям и самопознанию.

Многие сегодня считают, что в основе всех житейских проблем лежат энергетические сбои. Мысли, чувства и поступки – это энергетические проявления. Самопознание и постижение истоков своих проявлений – деятельности, мышления и мироощущения – покоятся на энергетической ипостаси человека. Наша цель – обретение знания о том, каким образом человек оказывает энергетическое воздействие на окружающих и сам испытывает влияние тонкой энергии как своей, так и той, что наполняет других людей и большое энергетическое поле, всюду проникающее и соединяющее между собой все, существующее в нашем мире.

Либидо – в широком смысле психическая энергия.

Впервые термин «либидо» Юнг употребил в своей работе «Психология раннего слабоумия», написанной в 1907 г. В дальнейшем он анализировал это понятие в ряде статей, большая часть которых собрана в 8-м томе его собрания сочинений. В своем представлении о либидо Юнг сознательно дистанцировался от понимания последнего Фрейдом, для которого либидо сохраняло первостепенное и доминирующее сексуальное значение.

«Я должен допустить, что чисто сексуальная этиология неврозов оказывается слишком узкой. В такой критике я основываюсь не на каком-либо предрассудке или предубеждении против сексуальности, но на весьма близком знакомстве с проблемой в целом. Поэтому я предлагаю освободить психоаналитическую теорию от чисто сексуального подхода. Вместо этого я хотел бы внести энергетическую точку зрения в психологию неврозов. Все психические явления могут рассматриваться как проявления энергии, подобно тому как все физические явления понимаются как энергетические реализации с того момента, как Роберт Майер открыл закон сохранения энергии. Субъективно и психологически эта энергия воспринимается и переживается как сильное желание. Я называю ее либидо, используя это слово в его первоначальном смысле, никак не сводимом только к сексуальному значению. Саллюстий использует его точь-в-точь в том же значении, что и мы, когда говорит: "Они получали больше удовольствия (либидо) в красивом оружии и боевых лошадях, чем в проститутках и пирушках"» (Цит. по: Jung С. G. Selected Writings / Ed. Storr A. N. Y., 1989. P. 56-61; см. также КП, пар. 567 «Психоанализ и невроз»).

«[Либидо] обозначает желание или импульс, которые не подчиняются никаким авторитетам, морали или чему бы то ни было. Либидо есть потребность организма в самом его естественном состоянии. С генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность либидо, являются голод, жажда, сон, секс и эмоциональные состояния или аффекты».

В другом месте Юнг пишет:

«Психическая энергия есть интенсивность психического процесса, его психологическая ценность. Ценность в данном случае не представлена в своем качественном выражении, как моральная, эстетическая или интеллектуальная; психологическая ценность всегда имплицируется в своей определяющей (детерминирующей) мощи, выражающей себя в определенных психических эффектах. Я также не представляю либидо как психическую силу, недоразумение, сбившее с пути многих критиков. Я не гипостазирую понятие энергии, но использую его, чтобы определить интенсивность и значение. Вопрос о том, существует или нет особая психическая сила, не имеет ничего общего с понятием либидо» (Jung С. G. Dictionary of Analytical Psychology. L., 1983. P. 26-27).

Таким образом, в аналитической психологии либидо рассматривается как психическая энергия, которая направляет и побуждает личность к любому виду деятельности. Интерес, внимание, различного рода стимуляция являются разными выражениями либидо. Проявление либидо в отношении какого-либо объекта определяет степень ценности этого объекта для индивида. Либидо может быть сколь угодно трансформируемо или замещаемо, но ни в коем случае не разрушено бесследно. Если либидо, связанное с одним объектом, исчезает, следует ожидать его возникновения где-то еще. Собственно, оно является показателем динамики жизненного процесса, проявляющегося в психической сфере человека. Рассматривая энергетическую концепцию Юнга в характеристике психических явлений, небезынтересно отметить сходную позицию по этому вопросу, высказанную в свое время нашим соотечественником Николаем Гротом. А именно, что понятие психической энергии так же правомерно в науке, как и понятие физической энергии, и что психическую энергию можно изменять подобно физической. (См., в частности: Грот Н. Понятие души и психической энергии в психологии // Вопр. философии и психологии. 1897. Т. 37-38).

«Либидо непостижимо никак иначе, кроме как в определенной форме, т.е. оно идентично образам фантазии. И мы можем вновь освободить его из бессознательного, лишь поднимая наверх соответствующие ему образы фантазий. Для этого мы даем бессознательному возможность доставить свои фантазии на поверхность».

Наряду с убеждением, что психическое представляет саморегулирующуюся систему, Юнг связывал либидо с целеполаганием. В общем и целом оно «знает», куда ему следует направляться для обретения психического здоровья.

«Либидо имеет, так сказать, природную склонность, напоминая воду, которая должна иметь перепад, чтобы течь».

Там, где налицо недостаток либидо, как, например, в случае депрессии, последняя направляется вспять, регрессирует для того, чтобы задействовать бессознательные содержания. Цель подобной реверсии – скомпенсировать установки сознания. Малый остаток энергии не позволяет себе быть использованным в сознательно избранном направлении.

«<...> мы не можем произвольно переводить "свободную" энергию на тот или иной рационально выбранный объект. То же самое в общем относится и к тем якобы свободным энергиям, которые мы получаем, с помощью редуктивных, выжигающих средств, разрушая их неподобающие формы <...> Такая энергия в лучшем случае лишь на короткое время может подчиняться управлению. Но по большей части она противится тому, чтобы сколь-нибудь длительный период придерживаться рационально навязываемых ей возможностей. Психическая энергия есть реальность прихотливая, которая хочет реализовывать свои собственные условия. Энергии может быть сколько угодно, однако мы не сможем использовать ее до тех пор, пока нам не удастся создать для нее надлежащий перепад или градиент».

Аналитической задачей в такой ситуации является обнаружение естественного «перепада» личностной энергии.

Источники энергии

Как известно, человек является частью биосферы. Что такое биосфера? Это не только биомасса всех живых существ, включая вирусы и микроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности – почвы, осадочные породы, свободный кислород воздуха, трупы животных и растений, которые задолго до нас погибли, но обеспечили для нас возможность существования. Все это – энергия, нас питающая. Максимальное количество энергии, которую потребляет Земля, согласно В. И. Вернадскому, – это энергия Солнца. Она аккумулируется путем фотосинтеза в растениях, растения поедают животные, эта солнечная энергия переходит в плоть и кровь всех живых существ, которые есть на Земле. Избыток этой энергии создает тепличные эффекты, т.е. условия очень неблагоприятные. Нам не нужно ее больше, чем требуется, нам нужно столько, сколько мы привыкли осваивать.

Второй вид энергии – это энергия распада внутри Земли радиоактивных элементов. Когда-то давно этих элементов было много. Постепенно идет радиораспад внутри планеты, планета разогревается, и когда-нибудь, когда все эти элементы распадутся, она либо взорвется, либо превратится снова в кусок камня. Радиоактивные элементы действуют на наши жизненные процессы весьма отрицательно (все знают, что такое лучевая болезнь). Тем не менее эти явления внутри Земли, так называемые хтонические, оказывают на нас большое воздействие, но локально. Дело в том, что скопления урановых и прочих руд распределены по Земле неравномерно. Есть большие пространства, где радиоактивность ничтожна, а там, где руды близко подходят к поверхности, она очень велика; поэтому воздействие этого вида энергии на животных и людей совершенно различно.

И есть третий вид энергии, который мы получаем небольшими порциями из космоса, – это пучки энергии, приходящие из Солнечной системы, иногда пробивающие ионосферу, достигающие поверхности планеты и ударяющие нашу Землю. Они молниеносно производят свое энергетическое воздействие на биосферу, иногда большое, иногда малое. Приходят они более или менее редко, во всяком случае, неритмично, а время от времени, но не учитывать их, оказывается, тоже невозможно.

Этот последний вид космической энергии стал исследоваться совсем недавно, и поэтому те ученые, которые привыкли представлять Землю как совершенно замкнутую систему, не могут привыкнуть к тому, что мы живем не оторванными от всего мира, а внутри огромной Галактики, которая тоже воздействует на нас, как и все другие факторы, определяющие развитие биосферы.

Энергоснабжение осуществляется посредством использования различных носителей энергии – энергетических ресурсов. Энергетические ресурсы возможно классифицировать по различных основаниям. Так, в зависимости от возможности возобновления, энергетические ресурсы подразделяются на возобновляемые (энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков) и невозобновляемые (нефть, газ, уголь). Энергетические ресурсы можно подразделить на первичные или вторичные. Помимо термина «энергетические ресурсы», используется термин «топливо». Под топливом традиционно понимались горючие вещества, применяемые с целью получения при их сжигании тепловой энергии.

Эзотерическая концепция. Энергетика человека– это способность усваивать и использовать энергию. Уровень энергетики у каждого человека разный. Именно уровень энергетики определяет здоровы мы или нет, чувствуем себя бодро или вяло, наслаждаемся жизнью или видим только ее негативные стороны. Благодаря энергии существует все живое на планете, энергия окружает нас повсюду.

Согласно эзотерической концепции, энергия перемещается по меридианам, а они в свою очередь составляют наше энергетическое тело. Эти каналы в некоторых местах могут быть сужены или вовсе закупорены. Застой энергии может проявляться как болезнь, слабый иммунитет, вялость, упадок сил.

Энергетическое тело – это, можно сказать, часть души человека. То, как она себя ощущает, определяет очень многое в нашей жизни. Развитие энергетики способствует усилению потока энергии, расширению каналов. Если вы хотите укрепить организм в целом, избавится от недомогания или болезни, начните с развития энергетики, и не ошибетесь. Развитие энергетики – это огромный шаг вперед, куда бы вы не направлялись.

Как проявляется недостаток энергии:

  • вялость
  • депрессия
  • усталость
  • апатия
  • пессимистический взгляд на жизнь
  • плохое настроение
  • слабое здоровье
  • развитие хронических заболеваний
  • низкая сопротивляемость вирусным заболеваниям
  • эмоциональная неустойчивость
  • фобии, страхи
  • неуверенность в себе
  • нежелание работать и развиваться
  • отсутствие интереса к жизни

Откуда мы получаем энергию?

1. Прежде всего мы получаем энергию от пищи и сна. Это основа, без которой существование невозможно. Но если Вам хочется жить, а не существовать, то этого недостаточно.

2. Мы отдаем и получаем энергию при общении. Представьте, что Вы и Ваш собеседник – это два сосуда. У одного хорошее настроение, день удался, жизнь прекрасна – сосуд почти до конца полон. У другого серый день, ничего не хочется, все надоело, на работе проблемы, всё плохо – сосуд почти пуст. Пол часа самого обычного разговора, и Вы с Вашим собеседником поменяетесь ролями. Действует Закон сообщающихся сосудов. Один вдруг почувствует, как от хорошего настроения не осталось и следа, а второй ощутит облегчение и прилив сил. Это основной принцип распределения энергии. Итак, если человек не получает и не усваивает энергию из космоса, то он стремиться получать ее от других людей, становится энергетическим вампиром. Каждый человек так или иначе является вампиром, но в разной степени. Чем больше организм имеет недостаток энергии, тем больше он забирает ее у других.

3. Так же мы получаем энергию извне, из вселенной. Но чаще всего каналы настолько сужены, что энергия не проходит вовсе. В этом и заключается основная проблема. Развитие энергетики, в частности медитация, способствует движению энергию, расширению каналов.

Развитие энергетики подразумевает собой не забирать энергию у других, а получать ее из космоса. Такой способ получения имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это чистая энергия, энергия природы, энергия вселенной. Ощущение от нее движения просто потрясающие, почувствовав ее один раз уже не забыть никогда.

Прилив такой энергии раскрывает творческий потенциал, обостряет интуицию, нейтрализует негативный настрой. Одним словом, поднимает Вас на совершенно новый уровень духовного развития и реализации себя в материальном мире.

Так же вы заметите, как люди поменяют свое отношение к вам. На подсознательном уровне все мы чувствуем, кто забирает наши силы, а кто, наоборот, дает заряд энергии. Очень часто мы сами не замечаем как задеваем за живое, обижаем, злим, в общем, портим настроение другим. А ведь тем самым мы настраиваем человека против себя. Чтобы этого не случилось достаточно не забирать энергию у других, а получать ее от вселенной. Когда человек начинает заниматься своей энергетикой, меняется его восприятие и мироощущение. Сложно объяснить это на языке логики, но события в жизни начинают развиваться таким образом, что поводов для разочарования, ненависти, злости, обиды становится все меньше и меньше. Умиротворение, спокойствие, тихое счастье – вот что чувствует человек, получающий энергию природы.

 

Поддерживающие статьи:

Энергетическая онтология психоанализа

 
Земную жизнь, пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу...

«Божественная комедия» Данте Алигьери