Основы Агни-Йоги. Часть 3

25 Ноября 2011

Часть 1    Часть 2

Структура Человека

Во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое, или дух, душу и тело. В восточных Учениях эти три основных начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделениями. Последнее подразделение было принято в теософии и Агни Йоге.

Так же, как относительно Макрокосма говорят о семи планах Космического бытия, которые становятся все более плотными и материальными, приближаясь к физическому плану, так и в Человеке, Микрокосме, выделяют семь все более уплотняющихся принципов.

Принципы человека. Разделение человека на принципы преследует только одну цель – оно необходимо, чтобы отличить человека в одном состоянии сознания от того же человека в качественно другом состоянии сознания. Эти принципы таковы:

Седьмой, высший, принцип, Атма (Дух, огненное начало). Это огненная энергия, разлитая во всем Космосе. Это Солнце, светящее для всех.

Шестой принцип, Буддхи (духовность, духовная душа, обособленная искра Огня, индивидуализованный Огонь). Фокусирует седьмой принцип для образования монады (зерна духа). Монада бессознательна на планах проявления.

Пятый принцип, Манас (самосознание, мыслитель, Высший Разум).

Три высших принципа составляют Высшую Триаду, уже сознательное бессмертное Эго человека, его Индивидуальность. Высшая Триада не имеет самостоятельного непосредственного проявления на земле; для ее проявления необходим четвертый принцип.

Четвертый принцип, Кама (желание, астрал). Проявляется в двух аспектах: Кама-Манас (низший ум, интеллект) и Кама-рупа (форма, мыслитель в действии).

Третий принцип. Прана (жизненная сила, разлитая всюду и воспринимаемая человеком, главным образом, через дыхание).

Второй принцип. Эфирный двойник (среда сообщения между физическим и астральным телами).

Первый принцип. Физическое тело.

Четыре низших принципа образуют низшее Эго человека, его смертную личность.

Каждая монада зарождается под лучами определенного светила, и потому зерно духа заключает в потенциале своем все тождественные энергии, присущие этому светилу. Это светило остается для монады ведущим на протяжении всего цикла ее воплощений в одной Манвантаре, в одном огромном по протяженности цикле проявления Вселенной. Но это не есть астрологическая звезда. Последняя связана лишь с личностью, тогда как первое – с истинной Индивидуальностью. Так, все человечество в зерне духа принадлежит разным планетам, хотя и находится на Земле, на одной из временных станций своих.

Человеческие монады, рожденные под одною и тою же планетой или, вернее, под излучениями одного и того же Планетарного Духа, являются во всех своих последующих жизнях душами-близнецами или душами-сестрами на этой Земле. Владыка этой планеты будет либо руководящим, либо просто наблюдающим Ангелом при каждом новом воплощении монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее проводник, человек, может навсегда остаться в неведении этого факта. Так, истинным Ангелом-Хранителем нашим мы можем считать Владыку планеты, под лучами которой зародилась наша человеческая особь.

Гороскоп личности редко совпадает с гороскопом истинной Индивидуальности. Часто дух имеет в гороскопе своей личности все огненные знаки, но основная сущность может принадлежать к противоположной стихии, и наоборот.

Божественная монада находится в каждом минерале, в каждом растении, в каждом проявлении, ибо без этого огненного зерна нет и жизни. И по мере восхождения от простых к более сложным организмам монада остается всегда неизменной в стихийной цельности своей, но эманации, или излучения, ее изменяются в зависимости от роста сознания, оживляемого ею организма. Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем и излучения монады становятся богаче и тоньше.

Так, можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание. Незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком.

Сознание формируется в процессе эволюции духа путем последовательного воплощения его в различные формы. При этом монада проходит все ступени проявленной жизни от верха до низа и от низа до верха во всех царствах природы. Все эти царства сосредоточены в микрокосме человека, и тело только потому живет и функционирует, что дух, его оживотворяющий, когда-то прошел ступени минерального, растительного и животного царств и выработал способность ассимилировать их свойства.

Каждый человек – это Тайна. И Тайна эта заключается не только в уже собранных накоплениях, но и в нераскрытом еще потенциале духа.

Ведантисты любят сравнивать эволюцию человеческого существа с ожерельем, каждая буса которого есть одно из физических проявлений, нанизанное на нить духа. Но, с точки зрения буддистов, ближе представить себе эту эволюцию как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав. Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, т.е. к полному развитию всех возможностей, заложенных в человеческом организме на данный цикл. В следующем цикле будут развиваться другие возможности.

Тела человека. Семь принципов человека не есть нечто абстрактное, ибо каждый облечен материей той или иной степени плотности или разрежения, т.е. развитый принцип имеет соответствующую развитию оболочку. Оболочки, или тела, – это орудия человека для сообщения с внешними по отношению к духу мирами. Эти тела таковы:

  • огненное (через которое проявляются высший разум, высшие эмоции и чувства человека),
  • ментальное (связано с рассудком и интеллектом),
  • астральное (связано с желаниями, эмоциями, чувствами и страстями человека),
  • эфирное (двойник, легко выделяется помимо воли у медиумов, большинство феноменов на спиритических сеансах совершается посредством этого двойника),
  • физическое (плотное).

После смерти человек сбрасывает плотное тело (эфирное распадается вместе с ним) и переходит в Тонкий Мир, в новое состояние сознания. При этом он перестает воспринимать мир плотный, так как уже не имеет инструмента для получения впечатлений из этого мира. Теперь его сознание действует в Мире Тонком.

По прошествии некоторого времени сбрасывается тело астральное, а затем ментальное, и человек, потеряв соответствующие орудия восприятия, становится бессознательным в Тонком Мире. Поэтому все, что связано с телами плотным, астральным и ментальным, временно и смертно. Огненное тело, действующее в Мире Огненном, не сбрасывается никогда – оно неотъемлемое приобретение человека. Если у человека не оформлено огненное тело, то он не имеет инструмента для получения впечатлений из Высшего Мира и при переходе в этот мир теряет сознание. Дух бессмертен и вечен, но это бессмертие бессознательное. Состояние непрерываемого сознания достигается долгим трудом и усилиями во многих воплощениях путем оформления огненного тела, тела света, сотканного из элементов огня.

Сканды. Термин сканда встречается в философии буддизма. Буквально сканды означают группы качеств, составляющих личность человека. Они подразделяются на форму – рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание – вижнана.

Личность человека есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо.

Человек есть комплекс сочетаний, и в то же время он звено. Он комплекс, так как в каждый момент содержит большое число сканд; он звено, так как между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность.

Поясним примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и тогда как человек А. в сорок лет тождественен с восемнадцатилетним юношей А., все же, благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере, он другое существо. Человек в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом новое человеческое существо является все той же Индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд, и справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях.

Сканды образуют и обуславливают способности и особенности личности, ее своеобразие. Сканды в данном их сочетании – явление на одно только данное воплощение. Математические способности связаны со Скандами, а также музыкальное, поэтическое дарование и все прочие. Сканды построены на основе прошлых накоплений.

Сочетание Сканд позволяет акцентировать выявление определенных свойств характера или, наоборот, уменьшать выявление тех черт, развитие которых могло бы совершаться за счет других, развитых менее, и потому мешало бы последним развиваться гармонично.

Цель Сканд – дать сочетание способностей, нужных для развития определенных свойств. Это сочетание может приблизительно повториться, если урок в данном воплощении не был выучен, но полностью одинаковых сочетаний в двух или нескольких воплощениях не бывает. Так как основной целью является всестороннее развитие бессмертной перевоплощающейся Индивидуальности, то быть во всех воплощениях только, скажем, великим поэтом нелепо.

Надо отличать способности к ремеслам, искусствам и науке от качеств духа. Ученый может быть добрым и злым, художник – слабовольным, музыкант – бесстрашным или трусом. Качества духа проявляются через Сканды, как свет через окрашенное стекло. Питающий источник от состава стекла не зависит. Достижения остаются неотъемлемым достоянием духа на все времена, т.е. качества духа проявятся в любом сочетании Сканд, независимо от того, будут ли способности их обладателя математическими, музыкальными или философскими. Меняются Сканды, но утвержденные качества только растут.

Сканды – фактор настоящего, но созданы прошлым.

Карма (закон причин и следствий, закон «что посеешь, то и пожнешь») и Сканды связаны неразрывно. Каждое движение сознания создает новые комбинации, которые служат причинами будущих следствий.

Сканды – рамки, в которых выявляется дух, но то, как он выявляется и какие новые Сканды создает в жизни текущей, зависит от его свободной воли. Ничто не может отнять у человека эту свободу выбора. Настоящее создано его волею в прошлом. Все сложности Кармы – продукт его собственной воли.

Личность и Индивидуальность. Расчленим еще раз свойства и особенности личности и Индивидуальности.

Личность – это внешний человек; его социальное положение, работа, семья, отношения с людьми; его психический мир, наполненный подробностями текущей жизни; его симпатии и антипатии, к ней относящиеся; внешний налет воспитания и образования; его изменяющиеся Сканды – словом, в значительной мере все то, что обычные люди подразумевают под обычным человеком.

У большинства этот внешний человек и преобладает в своем выражении. Его внутренний мир всецело наполнен элементами внешней жизни и реакциями сознания на нее.

Но есть люди, у которых преобладает Индивидуальность, или внутренний человек.

Индивидуальность – это скрытый человек в человеке, это то, что облекается внешним человеком, его личностью, чтобы эта последняя могла выполнить поставленную перед ней задачу очередного воплощения. В Индивидуальности заключены все высшие качества духа, все высшие импульсы и устремления идут от нее. Она не умирает со смертью своих оболочек, но собирает через них все, что могут они дать в каждом из соответствующих им миров.

Интересы роста и развития Индивидуальности часто идут вразрез с желаниями и устремлениями внешнего человека. Обычно нечто весьма тяжкое и неприятное для личности полезно и нужно для Индивидуальности – и тогда личность страдает.

Каждый человек приходит на Землю, имея определенное задание. Но часто смертная личность, погружаясь всецело в земные интересы и блюдя только их, забывает о высшей задаче, о миссии жизни своей, и тогда все воплощение проходит бесцельно, не принося намеченных следствий.

Иногда Индивидуальность полно и ярко выражает сущность свою в мире земном, и в этом случае имеем явление Духов Великих, выполняющих сознательно свою земную миссию.
Память о прошлых воплощениях

Воплощаясь в новое тело, человек обычно не помнит того, что было с ним раньше, так как память обычных людей ограничивается мозгом. Но все же в особенностях, способностях и характере человека выявляется память о прошлом. Эту память называют памятью духа.

Вот встретился враг давний – и тотчас же сердце реагирует безошибочно на вражду. Вот встретился друг старый – и сердце радуется встрече. Так же в особенностях склада ума, в симпатиях, антипатиях и вкусах выявляется память духа.

Человек есть наследие прошлого, которое проявляется в памяти духа. Именно память духа дает каждому человеческому существу уверенность, что он жил раньше и будет жить снова.

Новое же тело и новые оболочки памяти о прошлом иметь не могут: поскольку низшие оболочки разрушаются после смерти, то абсурдно ожидать, что память новых оболочек будет содержать то, что она никогда не запечатлевала.

Но хотя на физическом плане мы не сохраняем памяти о прошлых жизнях, Индивидуальность помнит их все, помнит обо всех личностях, в которых она когда-либо воплощалась.

В торжественный момент смерти, даже если смерть была внезапной, каждый человек видит всю свою жизнь, выстроенную перед ним во всех мельчайших деталях. На одно короткое мгновение личность становится единой с индивидуальным и всезнающим Эго. Но этого мгновения достаточно, чтобы показать человеку полную цепочку причин, действующих в течение его жизни. Он видит и понимает себя, как он есть, не приукрашенным лестью и самообманом. Он читает свою жизнь, оставаясь зрителем, взирающим вниз на арену, которую он покидает. Он чувствует и осознает справедливость всех страданий, постигших его. Очень добрые и святые люди видят не только ту жизнь, которую они проживают, но даже некоторые предыдущие жизни, в которых они создавали причины, которые сделали их тем, кем они были в той жизни, которая сейчас завершается.

Подобно тому, как человек в момент смерти ретроспективно видит жизнь, которую он вел, так в момент нового рождения Эго имеет перспективное видение предстоящей ему жизни и осознает все причины, которые привели к ней.

Полное воспоминание прошлого наступает лишь в момент завершения или начала определенных циклов или периодов жизни духа. Но память обо всем пройденном хранится в глубинах духа для того, чтобы вновь проясниться и стать доступной, когда он достигнет должной ступени в процессе своего совершенствования.

Оформление огненного тела. Мир Огненный, Мир Света есть высшее, что доступно познанию человека, но пребывание в нем требует, чтобы огненное тело человека было в достаточной степени оформлено.

Как же приступить к оформлению огненного тела?

С незапамятных времен давались людям указания о том, каким должен быть нравственный облик человека и какие качества духа должен воспитать он в себе. Говорилось о равновесии, спокойствии, сдержанности, торжественности, мужестве, бесстрашии, стойкости,  достоинстве, великодушии, добросердечности, любви, преданности, устремлении, постоянстве. Не случайно давались эти указания, так как именно качества духа являются теми рамками, или условиями, в которых огни духа могут проявляться и удерживаться. Таким образом, качества духа являются элементами, оформляющими огненное тело.

Хотя огненный аппарат человека еще не оформлен и потому в действие приведен быть не может, отдельные его части в некоторых организмах уже начинают действовать. Даже частичное пробуждение дает свои результаты. Человек начинает вдруг видеть то, чего обычными глазами видеть нельзя, или слышать беззвучные звуки. Не надо смешивать эти огненные прозрения в Мир Высший с проявлениями астрального зрения или слуха, которые не требуют огненности и являются не достижением, а, скорее, проклятием для человека, так как очень опасны тем, что, открывая окно в мир астральный, защиты ему не дают от темных воздействий. Огненность же является лучшей защитой, так как Огонь жжет больно.

В многочисленных свидетельствах запечатлены удивительные свойства человеческого духа, проявленные в разные времена и эпохи у отдельных людей. Люди проявляли ясновидение, яснослышание, яснообоняние и ясноосязание, читали мысли, понимали без изучения и подготовки чужие языки, провидели будущее, выходили в тонком теле, лечили руками и мыслью, поднимались на воздух, ходили по огню, воскрешали и убивали мыслью людей, насылали бедствия и болезни, устраняли землетрясения, отводили грозовые тучи, укрощали стихии, переносили свою боль на других и боль других – на себя, передавали по воздуху предметы, вызывали невидимые силы, очаровывали змей и давали бесконечное число самых разнообразных свидетельств о способностях и возможностях человеческого духа, или тех сил, которые заключены в человеке. Если все это соединить вместе и внедрить в одного человека, то будем иметь перед собой то, чем должен стать и станет человек будущего. Могущество духа заключается в силе зажженных огней.

Эволюция огненного человека

Учение об огненном человеке. Люди – существа Огненные. Излучаемая духом человека эманация и развиваемая им духовная энергия есть энергия Огненная. Она обладает всеми свойствами, присущими Огненной стихии, – Огненная энергия есть высшее проявление Космического Огня. Эта Огненная энергия, или Агни, явлена в каждом человеке. Ее средоточие – сердце, потому она называется сердечной энергией.

Об этой Огненности прекрасно знает сердце человеческое. Часто говорят: «воспламенился дух» или «загорелось сердце» – значит, когда-то люди знали об Огне сердца и пламени духа. «Он загорелся желанием», «сгорал от злобы», «засох от зависти» – во множестве ясных выражений люди напоминают об Огненности. «Пламенный» взгляд напоминает об Огне, посылаемом во взгляде; Огненный взгляд заставляет людей обернуться и даже вздрогнуть – всякий трепет уже близок к Огню и сопровождает его. «Горячее рукопожатие» напоминает о той же энергии.

Своей Огненной природой человек познает подземные воды и руды – это свойство из оккультизма уже перешло в область материальную. Огонь показывается и в температуре, и в пульсе, и, главное, – в том трепете, который сопровождает все Огненные явления. Огонь – это все тончайшие духовные и душевные проявления, которые утверждают все лучшие человеческие действия. Движение мысли тоже принадлежит области Огненной.

Огонь развивается и накапливается духовным совершенствованием: полным отречением от личных, эгоистических желаний и действий, только постоянным стремлением к добру, Свету и Истине. Наоборот, состояние гнева, злобы, ревности или раздражения порождает в организме особый яд, названный Махатмами империлом. Тончайшие кристаллы Огненной энергии, так же, как и кристаллы империла, осаждаются на стенках нервных каналов, где и вступают в единоборство. Как и в каждой борьбе – побеждает сильнейший.

Освоенная человеком и направленная в благом направлении, Огненная энергия дает ему защиту от многих бед и болезней. Эта энергия двигает людей на героические подвиги, помогает в самоотверженной деятельности, направленной на Общее Благо, дает большую нравственную силу для борьбы со злом и тьмой.

Все низкие побуждения разрушают нашу нервную систему и являются главной причиной болезней и отравления атмосферы. В противовес этому эманации благих, самоотверженных устремлений очищают окружающее пространство, увеличивают запас Огненной энергии, а следовательно, увеличивают жизнеспособность человека.

Чистый порыв самоотверженного служения людям создает иммунитет против заражения эпидемическими болезнями. Это положение подтверждалось многочисленными наблюдениями над врачами и медсестрами, работавшими в холерных и чумных бараках. Не наблюдалось случаев заражения среди врачей и медсестер, работавших самоотверженно и без страха, если только они сами не нарушали грубо правил элементарной осторожности.

Творить добро, проявлять доброжелательство и сострадание к людям, самоотверженно трудиться для Общего Блага нужно потому, что эта деятельность будет создавать творческие, созидательные энергии. Значит, такая деятельность будет для нас самих выгодна и практична. А предаваться злобным и мстительным побуждениям и делам – невыгодно и непрактично, так как это отравляет наш организм империлом и служит причиной многих болезней.

Агни-Йога говорит, что для того, чтобы не быть опаленным, когда Космический Огонь начнет проявляться в нашем Плане, надо развить в себе высший аспект Космического Огня – духовную или Огненную энергию, называемую также психической. Изучивший, овладевший и развивший в себе эту Огненную мощь преуспеет с Космическим Огнем и будет готов управлять волнами Огня.

Так, Агни-Йога – это система развития Огненности в человеке. Советуется не опоздать с изучением и применением этой энергии – ведь океан волн Огня может нахлынуть неудержимым потоком, может смыть все запруды, обращая течение мысли в хаос.

Развитие Огненной энергии есть самая насущная Задача человечества. Она изменит наше существование, если будет сознательно развита. В настоящее время многие могут образовать свою Огненную энергию. Не исключения, но большинство могут достичь ощущение этой энергии. Пришло время осознания и развития ее – пора делать прививку! Первое средство против Огненных болезней – это Огненная энергия.

Анатомия души и духа. Мудрость всех веков указывает: «Познай самого себя». В таком совете обращается внимание на то сокровенное, которому в Новой Эпохе суждено стать явным. Ясно одно: великие силы и возможности таятся в человеческом организме, о котором люди составили лишь телесное, плотное представление. Поэтому рассмотрим все составные элементы полного человека, как их понимает йогическая психология древней Мудрости Востока.

Мы замечаем, что наше тело подвержено постоянным изменениям: в течение приблизительно семи лет оно возобновляется вполне, до последней частицы. Но оно сохраняет свою тождественность. Под изменяющимся покровом есть нечто относительно неизменное: остается свидетель всех произошедших перемен. Помимо тела есть некто, кто заносит в списки все эти изменения.

Агни-Йога говорит: как есть физическое (плотное) тело человека, так же существуют два психических, или душевных, тела его:  материальное тело чувств и желаний (так называемое астральное) и материальное тело мышления (так называемое ментальное). Эти два психических тела соответствуют западному понятию «души». Все эти три тела (физическое, астральное, ментальное) называются личностью человека – смертной, преходящей частью его.

Эта личность является орудием, инструментом сущности человека, называемой «Индивидуальностью», что соответствует западному «Духу». Агни-Йога считает ее бессмертной, вечной, единой для всех жизней: ее качества, умноженные и усовершенствованные в одной жизни, переходят вместе с Индивидуальностью в следующее воплощение.

Наконец, божественной основой Индивидуальности является Монада – это бессмертная частица божественного Космического Огня. Монада есть подлинное, истинное «Я» человека – повелитель того микрокосма, который называют человеком. Монада вдохновляет Индивидуальность, чтобы та выполняла свою миссию в ее воплощении на Земле, и побуждает ее к раскрытию и развитию ее качеств. Она дает ей силу очищать и дисциплинировать личность. Таким образом, в человеке существуют как бы три «я»: «Я» бо­жественное, сверхчеловеческое, неизменное – это Монада; «Я» высшее, человеческое, развивающееся – это Индивидуальность; «Я» низшее, подчеловеческое, дисциплинируемое – это личность. Двое последних рассмотрим более подробно, так как с ними придется иметь дело в процессе ежедневной работы над собой.

Индивидуальность – духовная, или Огненная, бессмертная или вечная, – одна для всех воплощений, или жизней. Это она и есть «Человек» – что значит дух, или чело, веками проходящее.

Она троична: Воля (Атма) – Духовное Бытие, приемник вдохновения Монады; Любовь (Буддхи) – Сердце Высшее, чувствознание (или интуиция) – Сверхсознание, носитель высоких, духовных эмоций; Мудрость (Манас) – Разум Высший, ум философский, Сознание Высшее; сфера его деятельности – мысли абстрактные.

Личность – материальная, смертная, преходящая. Она является отражением троицы Индивидуальности, поэтому она также троична:

  • ментальное тело – интеллект, рассудок, ум низший (житейский), сознание низшее; его продукция – мысли конкретные;
  • астральное (тонкое) тело – «сердце низшее», инстинкт, подсознание; это область чувств, желаний, страстей – «эмоций низших»;
  • физическое (плотное) тело – материальное бытие – самая грубая, самая ощутимая, видимая часть человеческого микрокосма.

Таким образом, Агни-Йога различает четыре вида сознания: подсознание, инстинкт – «сознание» астрального тела чувств; сознание низшее – сознание ментального тела конкретных мыслей  (оба эти сознания принадлежат смертной личности – «душе»); сознание Высшее – сознание Манаса – Мудрости, Ума Высшего; Сверхсознание, Интуиция – Сознание Буддхи – Сердца, Любви (оба сознания принадлежат вечной Индивидуальности – Духу). Современная наука говорит только о подсознании и едином сознании; Сверхсознания она не знает, относя его проявления к подсознанию.

Каждая мысль и эмоция человека имеют свой индивидуальный цвет, но настолько тонкий и прозрачный, что не может быть нами видим. Все они оставляют свой след около человека в виде излучений. Эти световые излучения вокруг человека имеют название ауры. В настоящее время ученые уже производят удачные снимки аур на особо чувствительных цветных фото- и кинопленках.

Основы духовной самодисциплины. Личность – это житель сего воплощения, она не знает о вечном. Она хочет благополучия только для себя и именно в этой жизни – она заботится только о личном, она откровенно эгоистична.

Индивидуальность, будучи вечной, смотрит дальше, выше, шире, глубже. Она заботится не о себе, она живет единством человечества, Природы. Она – носитель общественных стремлений, носитель коллективизма.

В обычной жизни личность производит сильное давление на человека: она старается внушить ему, что именно она есть его истинное «я» – для того, чтобы получить все те «ценности», которые желает для себя. Как же выражается давление тел личности на человека?

Когда у человека есть работа, которую необходимо исполнить, его физическое тело желает отдыхать и гулять или есть и пить. Когда есть случай помочь кому-либо, физическое тело думает: сколько труда это будет стоить, пусть же кто-то другой сделает это.

Астральное тело человека имеет свои желания – десятки желаний. Оно желает, чтобы он сердился, произносил злые слова, ревновал, был алчен к деньгам, завидовал чужому богатству, предавался унынию. Всего этого оно хочет и много другого. И хочет оно этого из стремления к страстным вибрациям, к беспрестанной их смене.

Ментальное тело человека (тело мысли) желает мыслить себя горделиво обособленным, думать много о себе и мало о других. Оно заставляет думать человека о собственном прогрессировании, а не думать о работе на Общее Благо и о помощи другим. Во время медитации оно силится заставить думать обо всем том, что нужно ему, а не о том единственном, что нужно самому человеку.

«Нет рабства более позорного, чем рабство духа», – сказал Сенека. Независимость и свобода духа человека – основа творчества его. Потому надо учиться побеждать все, что давит дух твой, – надо освободиться от давления личности – своего низшего «я».

Физическое тело твое – животное, тот конь, на котором ты ездишь. Ты должен жить, не замечая тела, но разумно заботясь о нем. Важно осознавать себя не телом, но духом, живущим в теле, всегда чувствовать себя над ним, всегда управлять им. Надо уметь отличать свои желания от желаний своего астрального тела, необходимо не захватываться его чувствами и переживаниями. Твое ментальное тело, твой ум, вовсе не ты – он твое орудие. Необходимо распознавание – ты должен быть всегда на страже.

Не принимай тела личности твоей за себя самого – ни физическое, ни астральное, ни ментальное. Ты должен знать их всех, уметь стоять в стороне от них и чувствовать себя господином. Когда твоя личность желает чего-либо, остановись и подумай, действительно ли это желаешь ты – Индивидуальность. Необходимо найти в себе более пристальное распознавание и способствовать разделению в себе личности и Индивидуальности.

Так можно установить два голоса, которые слышит человек в себе: голос Индивидуальности – голос служения, голос общественный, ибо стремления высшего «Я» – общественные, альтруистические – стремления служить народу, Родине, обществу, человечеству, Природе; голос личности – голос личный, голос эгоизма, ибо ее стремления личные, эгоистические: брать, заставлять других служить себе. Так по содержанию голоса можно различать, откуда он исходит. Для сознательной жизни очень важно научиться хорошо отличать как голос духа, или Индивидуальности, так и голос личности.

Способность различения этих голосов дает человеку возможность навести настоящий порядок в своем вокальном дуэте в жизни. Принцип этого порядка таков: низшее подчиняется Высшему. В личности чувства должны подчиняться рассудку, интеллекту. В Индивидуальности Разум должен подчиняться Сердцу, Любви, а в общем – личность должна подчиняться Индивидуальности. Надо научиться прислушиваться к этому Высшему Голосу в себе – осознавать в себе Вечный Огонь, а также подмечать его в других.

Такой порядок Агни-Йога называет дисциплиной духа. И добавляет, что такая духовная самодисциплина – начало всего. Эта самодисциплина означает полную диктатуру Индивидуальности – или духа – над всеми прочими элементами психики человека.

Во всех элементах человека действующим лицом является Монада – это индивидуализированное Божественное «Я» Абсолюта. Ее присутствие и дает это чувство «я» как Индивидуальности, так и личности. Будучи самосознательно, это «я» часто самообманчиво отождествляет себя с тем элементом, в котором она действует наиболее энергично.

У человека чувственного – пьяницы и развратника – его «я» сливается с физическим телом и с природой желаний и страстей (астралом): из них извлекает он свою гордость, мыслит себя и эти тела как одно, ибо вся его жизнь – в них.

У дельца-бизнесмена, хитрого комбинатора и спекулянта, интенсивно использующего свой житейский ум для наживы, его «я» отождествляется с рассудочным эгоистичным интеллектом. Для ученого, его «Я» заключается в высшем разуме, ибо из деятельности последнего вытекают все радости ученого, в нем вся его жизнь.

Для поэта, живущего интуицией и творчеством, красотой и любовью к человечеству, его «Я» совпадает с сердцем – средоточием его жизни. Но бывают случаи, все больше учащающиеся, когда уровень духовности человека поднимается до высшего синтеза. Человек тогда не только мудро понимает состояние Мира, не только сострадает с порабощенным народом, но он совершает волевой подвиг – самоотверженно борется за его свободу. Так, полнее всех исполняя назначение настоящего человека, он более всех приближается к истинному «Я» – к Монаде.

Огненные центры человека.  Огненная энергия производится духовными центрами человека. Этими центрами также воспринимается Космический Огонь. Что такое эти Огненные центры, называемые на Востоке чакрами?

В физическом теле человека, кроме органов восприятия, находится множество разнообразных желез и целая сеть тончайших нервов, которые сплетаются в узлы и сплетения. Все эти органы, железы, нервы, нервные сплетения и узлы имеют свои соответствия в невидимых телах человека – в астральном и ментальном, а также в бессмертной сущности человека – в Индивидуальности. Эти соответствия называются Огненными центрами нашего сознания. За редкими исключениями, все они находятся в спящем состоянии.

Считается, что в человеческом организме этих Огненных центров имеется сорок девять, но главных Огней, или чакрамов – семь. Сердце – самый главный центр, ибо от него зависят все прочие. О значении этого центра и его раскрытии будет рассказано ниже. Центр Чаши находится над солнечным сплетением, на уровне сердца. Затем идет центр легких. Центр Колокола находится в темени. Глаз Брамы, или Третий Глаз, находится на лбу, над бровями. Физический орган центра гортани есть щитовидная железа. Центр Кундалини находится у основания спинного хребта.

Раскрытие Огненных центров – следствие развития духовности. Центры начинают просыпаться только у высоконравственных людей. Их действие начинается, когда человек духовно созрел для этого. Так что – это проблема не технического, а нравственного порядка.

Некоторые люди стремятся ускорить раскрытие Огненных центров в обход нормального развития, без духовного совершенствования, при помощи «оккультных» книг, написанных невежественными людьми, или при помощи самозваных «учителей», имеющих крохи знания.

Самодеятельное напряжение центров механическими упражнениями из всевозможных учений, приемами Хатха-Йоги, ритмическим дыханием с задержками является крайне опасным и к нормальному раскрытию не приводит. Физическое и частичное раскрытие одного-двух центров может надолго задержать истинное духовное развитие человека. Искусственные, насильственные меры нарушают Законы и сроки. Несвоевременное, непоследовательное развитие некоторых центров приводит к расстройству нервной системы, к сумасшествию, одержанию и ранней смерти или даже самоубийству.

Ускорение процесса раскрытия духовных, Огненных центров возможно только путем работы морального самосовершенствования. Центры начинают открываться только в результате упорной работы над самовоспитанием своего характера. Таким образом, вопрос – как раскрыть духовные центры, иначе говоря, как стать Огненным – сводится к работе над собой: к приобретению положительных качеств (ибо они возжигают Огни в соответствующих духовных центрах) и искоренению отрицательных качеств, которые эти Огни гасят.

Только так можно обратить на себя внимание Высокого Учителя. Великие Владыки, стоящие на страже эволюции человечества, зорко следят с самого раннего детства за теми индивидуумами, которые завоевали себе Право на открытие Огненных центров.

Если человек готов к открытию и трансмутации своих Огней, если его организм и психика достаточно подготовлены к этому и сердце горит устремлением, то Учитель не замедлит проявиться. «Если ученик готов, готов и Учитель», – говорит восточное изречение. Нет необходимости нахождения Учителя в соседнем доме – Учитель может руководить и на расстоянии.

Развитие огненности духа. Приобретение Огненной энергии и раскрытие Огненных центров, иначе говоря, развитие Огненности, достигается самосовершенствованием. Подробно об этом рассказывается в работе «Буду Огненным» – практика морального самовоспитания. В этой работе дана подробная методика работы над собой: как произвести самоанализ, как составить план работы над собой, как совершаются утренняя медитация, или психозарядка, и дневная реализация задуманного и как производится вечерний самоотчет.

В этой работе дано следующее, весьма важное, предупреждение:  если человек собирается совершенствовать себя только для своего личного возвеличения, для своих корыстных целей – у него ничего не получится, никаких Огней он не достигнет. Ибо главным условием успешного духовного продвижения является устремление и готовность к служению Общему Благу. Когда такое устремление утвердится, станет второй натурой – тогда будет оправдано самосовершенствование, саморазвитие. Только тогда достижение Огненной энергии будет несомненно.

Только самоотверженное служение Благу всего человечества обусловит истинный прогресс индивидуальности человека. Ее эволюция возможна только при служении Общему Благу, во имя эволюции всего человечества, эволюции Природы и всего Космоса. Эти все эволюции взаимообусловлены – одна без другой не может. В самосовершенствовании заложен весь смысл существования – как отдельного человека, так и всего человечества.

В чем суть работы над собой? Она представляется двоякой.

1. Огненное очищение личности: изгнание всякого зла из нее, искоренение всех отрицательных качеств: страстей и пороков; дисциплинирование личности, превращение ее в послушное орудие.

2. Раскрытие и развитие Индивидуальности: ращение добра в себе, раскрытие всех вложенных в Индивидуальность божественных начал, развитие всех положительных моральных качеств характера.

Как холод означает отсутствие тепла, а тьма – света, точно так же страх – это отсутствие мужества, раздражение – самообладания и тому подобное. Отсутствие определенных положительных качеств Индивидуальности (Духа) вызывает соответствующие отрицательные качества личности (души), которые, таким образом, являются как бы болезнями, или язвами. Агни-Йога говорит: «Не мудро сказать: вырви скверну твою, но лучше сказать: пусть Благо наполнит сущее твое. Пусть утро заменит ночь!»

Поэтому процессы очищения личности и развития Индивидуальности идут параллельно и одновременно: каждое развиваемое положительное качество изгоняет противоположное ему отрицательное качество. Такой работой над собой достигается развитие огненности – приобретение Огненной энергии и раскрытие Огненных центров.

Какие качества следует развивать? Все приобретаемые качества нужны человеку прежде всего для того, чтобы с максимальной пользой служить другим людям. Для того, чтобы способствовать прогрессу человечества. Помочь утвердить на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов. Так, первую группу составят качества Служения Общему Благу (в скобках указаны соответствующие отрицательные качества личности):

  • Чувство долга (пренебрежение общественным долгом).
  • Правильное отношение к собственности (собственничество, скупость, алчность).
  • Правильное отношение к труду (тунеядство, лень).
  • Чувство нового (косность, пережитки).
  • Общественная активность (пассивность).
  • Инициативность (равнодушие, квиетизм).
  • Готовность к служению человечеству (корыстолюбие).
  • Готовность к борьбе со злом (непротивление злу).
  • Самоотверженность (карьеризм, самолюбие).
  • Готовность к подвигу (конформизм, оппортунизм, легкомыслие).

Эти качества являются первыми ступенями к Огненности.

В настоящее время, перед окончанием темной эпохи, или Кали Юги, завершился тот длительный период, когда развивался разум человека. На сей цикл эволюции разум уже достиг апогея своего развития. И теперь начинается Сатия Юга – период интенсивного развития следующего аспекта человеческой Индивидуальности – Сердца (Любви).

Сердце – это та область духа человеческого, из которого исходит вдохновение на людей, воодушевленных высшими стремлениями и идеями. Это центр самоотверженной Любви, сострадания, героизма. Это центр интуиции, или чувствознания, центр сверхсознания. Сердце остерегает человека от ошибок, предупреждает об опасности.

Значение сердца в том, что оно – средоточие Огненной энергии. Нельзя постичь пламень, не понимая мощи сердца, обители Агни. Смысл пользования Огненной энергией лежит в области сердца. Высокие эмоции выводят из состояния обычности, повышают вибрации, которые утончают и открывают наши Огненные центры – чакрамы. Все духовные центры зависят от главного – от нашего сердца. Потому раскрытие центров начинается с воспитания сердца. Так развитие сердца в нашей Эре является наиглавнейшей Задачей.

Так, во вторую группу войдут качества сердца – сердечные качества.

Качества, ведущие к Братству:

  • Коллективизм, единение (эгоизм, индивидуализм, самость).
  • Братское соревнование (ревность, зависть).
  • Уважение к человеку (умаление).
  • Вежливость (грубость).
  • Благодарность, признательность (неблагодарность).
  • Доверие (недоверие, подозрительность).
  • Верность (предательство, вероломство, измена).
  • Дружба и братство (презрительность, враждебность, ссоры).

Качества, ведущие к Любви:

  • Терпимость (нетерпимость, фанатизм).
  • Неосуждение (осуждение, пересуды, клевета, вмешательство в чужие дела).
  • Необидчивость, немстительность (обидчивость, мстительность).
  • Дружелюбие, культура общения (недружелюбие).
  • Чуткость и бережность (нечуткость).
  • Стремление помочь (отказ в помощи).
  • Сострадание, сопереживание (жестокость).
  • Любовь (ненависть, злобность).

Качества, ведущие к Радости:

  • Совесть (самодовольство, самоуспокоенность, бессовестность).
  • Моральная чистота (лживость, низость мысли).
  • Благородство, великодушие (мелочность, малодушие).
  • Чуткость к красоте (пошлость, безвкусие).
  • Оптимизм (пессимизм).
  • Радость (печаль, уныние).
  • Торжественность (обыденность).

Этими Светлыми качествами приобретается Огненность человека!

Также заповедуются непоколебимость и твердость духа. Только при наличии такой твердости можно строить. Твердость не есть жестокость или что-то противоположное мягкости. Это скорее сила крепости. Она выражается в несокрушимой воле, идущей навстречу раскрытию духовной жизни. Все, что принимает сердце извне, должно пройти сквозь его твердость. И ничто не поколеблет его устремленность.

Третья группа состоит из качеств воли – волевых качеств:

  • Терпение (недовольство, нетерпеливость).
  • Самообладание (раздражительность, гневливость, волнение).
  • Собранность (разболтанность, рассеянность, хаотичность).
  • Устремленность (удовлетворенность, распущенность).
  • Мужество (трусость, страх).
  • Преодоление препятствий, трудностей, опасностей (уклонение от препятствий, трудностей, опасностей).
  • Стойкость перед испытаниями, невзгодами, страданиями (саможаление, отчаяние).

В вопросе развития Огненной энергии многое зависит от сознания. Можно лишь Светлым сознанием управлять психической энергией. Чем выше сознание, тем высшего качества будет Огненная энергия. Поэтому, кто хочет приобщиться к этой высшей мощи Огня, должен позаботиться об улучшении и повышении своего сознания. Расширение сознания способствует утончению и преображению наших духовных центров. Развитие сознания напрягает все центры. Открытие Огней очень зависит от утончения сознания.

В основу утверждения сознания надо положить знание. Деление на знание и невежество будет делением Света и тьмы. Поэтому изгоняйте всякое невежество и без напыщенности – просто больше знайте. Познание должно наполнять всю жизнь. Сознание как вещество тончайшее должно быть всегда пополняемо. Знание есть Путь Огненный. Знание раскрепощает человека. Чем больше мы знаем, тем легче нам понять всю глубину и размеры Великого Плана Эволюции и сложность жизнестроения. Потому – не только самовоспитание, но и всестороннее самообразование!

Расширение сознания приведет к Мудрости. Она живет в глубинах духа. И пробудить ее в себе может только сам человек. Мудрость есть глубокое проникновение сердца в мировую сокровищницу и познание скрытых причин всего. Мудрость принадлежит каждому просветленному сердцу, раскрытому в понимании жизни.

Так, четвертую группу составляют качества Мудрости:

  • Простота и скромность (самомнение, гордость, высокомерие, честолюбие, тщеславие, чванство, зазнайство, амбиции).
  • Честность, чувство чести (лицемерие).
  • Правдивость (неправдивость, лживость).
  • Искренность (фарисейство, ханжество).
  • Чувство соизмеримоcти (несоизмеримость).
  • Внимательность, наблюдательность (невнимательность, ненаблюдательность).
  • Вмещение, синтез (предубеждение, сомнение, скептицизм, шатание).

Развитие лишь одного качества не дает общего следствия. Если кто-то постарался не сквернословить, другой не раздражаться, третий не бояться, то такие полезные подробности будут все-таки отдельными рычагами – не поднимет каждый всю тяжесть. Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный.

Также мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами – нужно познать их полное сочетание. Только радуга синтеза дает продвижение. Для долгого Пути соберем возможно больше качеств; пусть каждое из них будет лучшей степени! Путь не краток, и каждый запас будет полезен. Кто дерзнет утверждать, что то или иное качество ему не пригодится? Именно случается, что самое пренебреженное будет спешно нужно. Так мы поймем все качества, потребные для того, чтобы стать Огненным!

Путь ученичества. Выше мы проследили восхождение человека, начиная с зачаточной души до состояния духовно развитого человека, отметив различные ступени развивающегося сознания, начиная от смутных ощущений дикаря до отчетливой работы мыслителя. Теперь скажем о последних ступенях человеческой эволюции, которые для огромного большинства человечества еще впереди; они уже пройдены небольшим числом старших сынов нашей Расы, и в наше время их проходят наиболее опередившие остальное человечество – это так называемый «Путь ученичества».

Если эволюция человеческого сознания на ее низких ступенях могла происходить помимо сознательного участия в этом процессе самого человека, то переход сознания его за пределы обыкновенного сознания, до ступени сверхчеловека, или богочеловека, не может совершиться без сознательного устремления к этому самого человека и без участия в этом процессе Учителя Мудрости, одного из Великих Иерархов.

Вступление на Путь ученичества – это вступление на ускоренный Путь развития сознания с целью достичь высшей ступени эволюции человека. Решивший стать учеником подобен человеку, который вместо кружного пути, медленно ведущего к намеченной цели, к вершине горы, избирает еле заметную крутую тропинку, ведущую прямо кверху, через скалы, заросли и дебри.

Конечно, такой Путь избирают лишь наиболее решительные, мужественные и устремленные, и, конечно, такой Путь легким быть не может. Этот Путь имеет большие трудности и предъявляет большие требования к желающему вступить на него.

Учителя не перестают наблюдать за человечеством и отмечают всех, кто, благодаря чистой жизни, бескорыстному труду ради Общего Блага, благодаря умственным усилиям, обращенным к благородной цели и искренней преданности идеалу, становится во главе человечества, делаясь способным воспринять усиленное духовное воздействие. Каждый, желающий воспринять подобное воздействие, должен обладать особенной восприимчивостью.

Когда человек своими личными усилиями пробивается в передовую человеческую волну, выказывая при этом любящую и бескорыстно деятельную натуру, в таком случае он становится предметом особого внимания со стороны неусыпных Хранителей Расы и его ставят в условия, благоприятные для проявления его духовных сил. И по мере того как он успешно выдерживает испытание, он получает дальнейшую помощь, пока стремление не приведет его к вратам Пути.

Его вступление на Путь ставит его в положение ученика, или чела, находящегося на испытании; один из Учителей Мудрости и Сострадания принимает его под Свое покровительство и помогает ему на узком и крутом Пути. Учитель видит его усилия, направляет его шаги и приводит его к условиям, наиболее благоприятствующим его прогрессу, следя за ним с нежной заботой и мудростью.

Тех, которые готовы исполнять определенные условия, Учителя допускают в число Своих учеников с целью ускорить их эволюцию и пополнить ими ряды Братства. Принятие в ученики есть величайшая привилегия, есть редчайшее явление, но зато и великая ответственность!

Что же делать, чтобы заслужить, чтобы стать достойным такой величайшей привилегии? Сказано, что «когда ученик готов, Учитель не замедлит». Не должна ли эта готовность заключать в себе определенные условия? Определенные качества, которые ученик должен с самого начала приобрести, ставятся перед ним как условия для ученичества. На этой начальной ступени не требуется доведения их до совершенства, но ученик должен хотя бы отчасти овладеть ими, прежде чем он будет допущен к Посвящению.

Первым условием является устремление и готовность к самопожертвованию в служении Общему Благу, ибо никто не может быть приближен, если он думает почерпнуть знание лишь для своего личного возвеличения.

Когда самоотверженное устремление утвердится в сердце и станет второй натурой, тогда достижение сокровенной цели несомненно. Но следует спросить себя и дать ответ со всей искренностью: действительно ли имеется такое Огненное устремление и самоотвержение, и не сокрыто ли в глубинах нашего существа эгоистическое желание больших знаний прежде всего для корыстных целей?

Малейшие признаки такого скрытого желания являются самым большим препятствием на Пути духовного продвижения. Для успеха нужно понимание, принятие и несение подвига самоотречения в жизни.

Вторым условием на Пути приближения к Учителю является установление правильного отношения к Нему. Об этом подробно рассказано выше. Любовь и преданность, почитание и признательность – этим должно гореть сердце кандидата в ученики.

Преданность надо показать Учителю на деле – преодолением всех препятствий. Для скорейшего самоусовершенствования и развития духовности самое необходимое условие есть непрестанное памятование об Учителе, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. Что бы мы ни делали, мысль наша должна держаться около Него, все совершается во Имя Его.

Третье условие – работа над собой. Для того чтобы стать принятым учеником, следует, прежде всего, работать над своей нравственной, духовной стороной жизни, что дает неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие – это простейший Путь к приближению. Связь с Учителем устанавливается в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою.

Глубокое, всесторонне продуманное уяснение себе всех качеств, которые необходимо приобрести для того, чтобы стать принятым учеником, чрезвычайно важно. В работе «Буду Огненным» указано, как работать над собой; там же (а также в последней части настоящей работы) перечислены все качества, которые необходимо приобрести. Без этих основных качеств, которые требуются от тех, кто стремится приблизиться к Великому Учителю, никто не сможет быть принят в ученики, несмотря даже на большие интеллектуальные способности.

Принятием ученика Учитель возлагает на Себя страшную тяготу, которую невозможно представить себе, не зная Сокровенных Законов. Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую, но действенную связь, принимает его в свое сознание, то есть с этого момента Учитель знает в любую минуту, что происходит с учеником, может знать каждую его мысль, каждое его чувство.

Можно понять, как для высокого сознания Учителя должны быть тяжелы и нестерпимы дисгармонические вибрации, порождаемые неочищенным мышлением ученика, как недопустимы неизжитые вожделения его при такой тесной сокровенной связи с Учителем. Каждая дисгармоническая вибрация обрывает ток связи и при повторности может совершенно пресечь эту связь. Но каждое обрывание серебряной нити болезненно обоюдно и несет свои последствия.

Это только часть тяготы, о другой сейчас говорить не приходится. Потому Великие Владыки, стоящие на Несменном Дозоре, направляющие мировые процессы для удержания равновесия Мира и ведущие гигантские Космические Битвы, могут приближать лишь тех, в ком Они уже не сомневаются, кто прошел и очистился через многие Огненные испытания и проявил свою готовность, преданность и самоотверженность не в условиях благополучия, но на краю пропасти.

В Древнем Египте неофиты должны были пройти через страшные, искусственно подготовленные опасности и искушения, и лишь ничтожное их число выдерживало это напряжение всех сил. В наше время все искусственные испытания отменены, и ученик должен в жизни уметь встречать и преодолевать трудности и препятствия. При этом принимаются во внимание его внутренние побуждения, взвешиваются его способности находчивости и мужества, зоркости и осмотрительности, честности и преданности и так далее. И, как и раньше, мало кто на деле выдерживает.

Что такое «психическая энергия»?

Центральным понятием медицины Агни-Йоги является представление о психической энергии. Это трудно определяемый термин, в современной науке ему более всего соответствует представление об «информационно-энергетическом поле живого организма», или понятие «форон», которое введено в научную лексику Збигневом Волковским для объяснения ряда парапсихических феноменов человеческой психики.

Учение Живой Этики утверждает, что человеческий организм в соответствии со своим физиологическим и психическим состоянием способен излучать вовне и воспринимать из окружения особого рода информационно-энергетические потоки, несущие информацию и передающие силовые воздействия другому человеку или окружающим предметам.

Не останавливаясь на теоретическом обосновании феномена, называемого в книгах Учения Живой Этики «психической энергией», перейдем к изложению самого учения о психической энергии, – важнейшем факторе исцеления человека и главном орудии врача при влиянии на организм пациента.

«Человек отлично знает внутренно о присущей ему энергии. Ушибаясь, он разотрет пораженное место рукою. Желая обратить внимание, он топнет ногою, он знает, что именно конечности испускают энергию. В сказаниях человек повествует об искрах от удара руки и о земном огне от следов ног. Но трудно человеку в обиходе признать собственную мощь» (Аум, 571). Древние источники называли по-разному ту внутреннюю силу, которая находится в каждом из нас в связанном, как бы спящем состоянии. Но все древние манускрипты, будь то индийские, китайские или древнеегипетские, единодушно признавали тот факт, что внутренняя мощь человека – это энергия космического масштаба. А единство энергий человеческого организма с космическими энергиями убедительно, на их взгляд, доказывает беспредельность и неисчерпаемость феномена, имя которому – Человек. В Древней Индии эту высокую энергию называли «Прана», в Древней Персии – «Невидимый Огонь», а в Древнем Китае – «Ци». Любопытно, что во всех древних медицинских трактатах психоэнергию так или иначе связывали именно с понятиями «огня» и «теплоты». Учение Живой Этики имеет второе наименование – Йога Пламени Духа, или Агни-Йога. Не случайно представления о психической энергии организма человека положены в основание Агни-Йоги!

Отличие представлений Учения Живой Этики о психической энергии от вышеуказанных заключается в том, что в медицине древних народов внутренние энергии человеческого организма рассматривались как пассивные агенты связи различных органов и систем организма друг с другом и с явлениями, разворачивающимися за пределами организма во внешней среде. Психическая энергия, как она понимается в Агни-Йоге, – это нечто, могущее находиться под полным контролем сознания человека. Это – активно-сознательная энергетика организма, соответствующая всем движениям мыслей, эмоций и воли конкретного человека. «Ци» же в Китае больше понималось медиками как пассивная циркулирующая по каналам тонкого тела «жизненная энергия». В древнекитайской гимнастике Ци-гун, как и в древней индийской Йоге, человек посредством длительных и регулярных сознательно-волевых усилий, сопряженных со специальными физическими упражнениями и дыхательной гимнастикой, мог производить набор энергии из окружающей среды и активно направлять ее на нужный объект – как в пределах собственного организма, так и вне его.

«Психическая энергия», «Ци», «Прана», «невидимый огонь» – это синонимы единой реальности – управляющей энергии человеческого организма, ответственной как за взаимосвязь процессов в самом организме, так и за связи организма с процессами окружения. И потому столь велика роль психической энергии в лечебно-диагностическом процессе! Поэтому каждый врач обязательно должен был владеть приемами и навыками восприятия, анализа и передачи психической энергии – своего главного орудия и инструмента.

«Нередко врачи замечают, что самая опасная болезнь вдруг проходит почти без следа. Наверное, будут предпосланы догадки, что лечение или какие-либо внешние обстоятельства повлияли благотворно. Но главная причина будет всегда забыта, которая может произвести самые неожиданные следствия, – психическая энергия; только она одна может изменить течение болезни» (Аум, 354).

Ученые спорят о физической природе и математических моделях паранормального восприятия и психоэнергетического воздействия на окружающее.

Природу самых различных пси-феноменов изучает парапсихология – наука о сверхвозможностях человека, развившего в себе природный дар сознательного управления психоэнергией. Одной из наиболее часто встречающихся гипотез является гипотеза о существовании особого вида реальности Мироздания – психической энергии. Той самой энергии, о которой в один голос твердили врачеватели всех времен и народов, которой они сознательно пользовались, помогая своим пациентам, которую до сих пор не признают академики и профессора лишь потому, что психическую энергию трудно «пощупать» прибором, если не можешь сам воспринять ее. Можно лишь самому развить в себе способность к восприятию и генерации ее, и только в личном опыте убедиться в существовании этой реальности.

Вот что по этому вопросу сказано в одной из книг, завершающих серию «Агни-Йога»: «...Около этого понятия (психической энергии) происходит немало недоразумений. Одни вообще отрицают существование этой энергии, другие думают, что она является целительной во всех отношениях; третьи полагают, что психическая энергия существует лишь для немногих. Конечно, психическая энергия имеется во всем сущем, но как энергия она обладает всеми качествами таковой. Как энергия, она есть возбудитель и напрягает центры (речь идет об энергорегулирующих Центрах тонкого тела человека). Если в организме имеется заболевание, то оно может быть напряжено той же энергией (и проявится в обострившихся признаках заболевания.). Можно до некоторой степени урегулировать устремление психической энергии. Мысль возвышенная или сосредоточенная может увлечь энергию по другому каналу и может вызвать целительное качество энергии. Но каждое кощунство или разрушительная мысль лишь усилит напряжение энергии в направлении пораженного органа. Будет мудр тот врач, который скажет больному – «не кощунствуйте, не проклинайте». Много раз мы указывали на целительные свойства доброй мысли, она будет привратником всеначальной энергии (синоним энергии психической). Безошибочно можно сказать, что течение каждой болезни зависит от состояния психической энергии. Но люди не хотят понять, что их свободная воля будет сильным импульсом в пользовании психической энергией. Чем яснее человек представит себе этот процесс, тем больше он поможет себе...» (Надземное, 275).

В книгах Учения Живой Этики развитие знания о психической энергии и овладение ею врачами, сознательно совершенствующими свои способности, связывается с будущим развитием всей медицины в целом: «...Предстоят многие врачебные усовершенствования. Прежде всего, будет оценена психическая энергия. Больные будут подвергаться основательному исследованию в отношении качества их психической энергии. Можно будет усилить лечение посредством применения соответствующей энергии. Можно будет окружить больного особым озоном (речь идет о каком-то газовом составе, активно влияющем на энергодинамику тонкого тела человека; не забудем, что и «Прана», и «Ци» добывались человеком именно при дыхательных тренировках), который подкрепит состояние энергии. Даже можно воздействовать посредством человеческой энергии, которая передается через близкого сожителя. Также будут изучаться источники разных заболеваний, которые кроются в некоторых людях. Уже и теперь обращают внимание на таких носителей болезней, но их несравненно больше, нежели кажется. При таких изысканиях можно прийти к заключению, что из таких носителей болезней можно устроить особые поселения и они не будут вредить друг другу. Много новых полезных мер может быть применено, когда люди обратят достаточное внимание на носимые ими энергии...» (Надземное, 423).

Что в вышеописанном примере подразумевается под «носителями болезней», трудно интерпретировать однозначно. Во всяком случае, вряд ли речь идет об обычных носителях патогенных микроорганизмов. Однако, учитывая цельность всей системы Медицины Агни-Йоги, было бы, на наш взгляд, опрометчиво сходу отвергать идею о принципиальной заразности некоторых людей, обладающих особого рода негативной, «патогенной» психоэнергетикой внешне здорового организма. Возможно, именно с такими людьми в прошлом народные поверия связывали представления о «дурном глазе» или о чем-то в этом роде. Скорее всего, эта проблема медицины человеческого общежития еще ожидает своих исследователей.

Учитывая важность регулирующей и управляющей функций психической энергии в процессах жизнедеятельности человеческого организма, знатоки Восточной Медицины считали, что «...сокровище психической энергии может создать панацею мощную» (Мир Огненный, III, 406). Речь идет о создании мощного внутреннего потенциала энергии и сил организма, обеспечивающих в любых, даже самых экстремальных условиях, гибкую и в то же время предельно устойчивую регуляцию функций организма.

Но что же это такое – накопление психической энергии и создание мощного внутреннего защитного потенциала? В книге «Аум» на этот вопрос дается следующий ответ: «Напряжение психической энергии увеличивает жизнеспособность. Можно удостовериться, что в периоды психического напряжения люди живут дольше. Это не может быть объяснено ни пищею, ни санитарными условиями, ибо в периоды смятения условия жизни очень трудны, и единственная причина должна заключаться в повышенной деятельности психической энергии. Но следует вполне разобраться, в чем состоит напряжение психической энергии. Если слабосильный человек перегрузит себя физической работой, то такое напряжение не приведет к лучшему результату. Напряжение энергии, прежде всего, понимается с психической стороны. Нужно не забывать, в чем лежит импульс каждого действия. Так можно увидеть, что усилие энергии будет рождать физический рефлекс, но каждый рефлекс есть только отражение истинной причины» (Аум, 481).

В данном случае речь идет о внутреннем, психическом характере накопления и напряжения психической энергии. Они связаны определенным образом с внешними физиологическими реакциями и активным поведением, но все же ведущим звеном в цепи реакций и процессов, связанных с динамикой психоэнергии, остаются мысли и эмоции человека. Субъективно накопление тонкой психоэнергии в энергоструктурах (каналах и центрах) организма переживается в виде особенных ощущений покоя, радости и возвышенного настроения, всем этим переживаниям на физическом (физиологическом) уровне, разумеется, соответствуют определенные реальные процессы гармонизации и усиления. Однако без таких субъективных переживаний накопления психической энергии не происходит! Потому энергия эта и называется древними «психической», что была связана с психической активностью человека, хотя ее действие распространялось и на управление физиологическими процессами в организме.

Для подробного исследования психической энергии предлагалось врачам обращать внимание прежде всего на здоровых людей, которым присуще все богатство многообразия индивидуальных особенностей и своеобразие целостного облика: «Конечно, врачи избегают изучать здоровых людей, таким образом, они упускают из виду ценную страницу, ведущую в будущее. Обычно все чудеса и видения причисляют к разряду истерии, но никто не пояснит, что такое истерия?..» (Сердце, 318). И о том же: «Опять повторите врачам, чтобы они наблюдали людей во время так называемого здорового состояния. Самые интересные для врачей явления не будут прослежены во время заразных болезней... Самые поучительные проявления психической энергии, конечно, не будут во время заносной заразы. Между тем, это обстоятельство никогда не принимается во внимание. Как же можем ждать быстрых открытий, когда самое важное явление психической энергии просто не замечается, даже не оспаривается, даже не отрицается, но не замечается наряду с самыми ничтожными явлениями. Самый успешный прием будет твердить о психической энергии. Кто-то, заперев комнату на все замки, потихоньку прочтет о психической энергии и, никому не сознавшись, все-таки подумает о ней» (Сердце, 147).

Почему-то принято считать – в силу ненаблюдательности и невнимательности поверхностного взгляда на явления окружающей жизни! – что существует обильное многообразие заболеваний. А вот здоровые люди всегда одинаковые и похожие друг на друга. Это – крайне поверхностный взгляд на действительность. Любой психиатр знает, что люди с распадающейся, деградировавшей психикой очень похожи друг на друга. Еще бы – реакции и поведение предельно упрощаются, сводятся к единым стереотипам. Люди с пограничной психопатологией уже проявляют большое разнообразие форм и видов нарушений. Здоровые же люди могут быть различаемы по доброй сотне психотипологических классификаций. И каждый человек – если его внимательно рассмотреть и старательно изучить! – будет представлять собой совершенно уникальное явление, таинственное и прелюбопытное для тех, кто серьезно обращается к его изучению.

Примерно та же картина наблюдается и в случае телесных заболеваний. Заболевший организм – всегда упрощается, всегда в чем-то ликвидирует спектр многообразия своих индивидуальных проявлений, в чем-то всегда себя ограничивает для того, чтобы сохранить силы на борьбу с болезнью с помощью заложенных в него природой достаточно общих для всех живых организмов стереотипных защитных реакций. Здоровый же организм обладает достаточным запасом энергии для того, чтобы стремиться реализовать себя во всем объеме имеющихся возможностей самопроявления. Потому феномены психоэнергетического взаимодействия ярче и нагляднее могут быть иллюстрированы именно экспериментами со здоровыми и радостными людьми.

Необходимо исследовать психоэнергетические проявления жизнедеятельности организма здорового человека, потому что в болезненном состоянии все силы организма направлены лишь на сражение, на защиту от разрушительного действия факторов внешней среды или устранение «неполадок» в собственной системе регуляции функций. В состоянии же практического здоровья психическая энергия человека проявляет свои особенности в полном объеме. И внимательный наблюдатель, несомненно, почерпнет много интересного в изучении восприятий, реакций и переживаний здорового человека, принимая во внимание его неповторимую индивидуальность.

Именно здесь, на наш взгляд, сокрыт истинный критерий наличия у человека подлинного здоровья. Чем богаче, ярче и многообразнее проявляет себя человек, чем полнее (и по внешним результатам деятельности, и по субъективным переживаниям) он реализует свои возможности и развивает свои способности, чем активнее и гармоничнее он «вписывается» в свое окружение и приспосабливается к любым изменениям среды, тем более здоровым, жизнеспособным и «нормальным» его следует считать.

Что же касается того, кто потихоньку в комнате «прочтет о психической энергии», то уместно здесь привести в этой связи свидетельство американского психиатра Шафики Карагулы, которая длительное время изучала одаренных экстрасенсов. В ходе многолетних экспериментов выяснилось, что многие американские медики обладают незаурядными способностями к экстрасенсорному восприятию, а порой – и к лечебному воздействию посредством личной психической энергии, приводимой в движение мыслью, воображением и волевым импульсом. Однако для того, чтобы не дискредитировать себя и не попасть в разряд «полумагов-полушарлатанов», они тщательно скрывают факт наличия у них таких способностей, активно используя их в своей повседневной лечебной практике – и при постановке диагноза, и для лечебного влияния на организм пациента.

Кто знает – нет ли среди наиболее талантливых и удачливых хирургов и дерматологов таких же одаренных людей, скрывающих самый факт своих способностей лишь из опасения показаться нереспектабельными в глазах своих коллег, обычно крайне скептичных в отношении всевозможных нововведений и открытий.

При взаимодействии людей их психические энергии вступают в контакт – и происходит взаимообмен энергиями, так или иначе отражающийся на самочувствии и настроении каждого из участников контакта. Обычно такие взаимовлияния почти не осознаются, так как в целом уровень потенциала психической энергии у людей примерно одинаков и значительных перемещений энергии (по аналогии с законом «сообщающихся сосудов» в гидравлике) в обыденной жизни не отмечается. Однако, если встречается пышущий здоровьем человек с умирающим, истощенным болезнью человеком, эффект энергообмена может быть весьма значителен.

Существуют люди, которые используют феномен психоэнергетического – естественного – обмена между людьми в процессе общения в целях улучшения состояния своего организма, причем в большинстве случаев бессознательно и непременно за счет ухудшения состояния тех, с кем они непосредственно контактируют. Вот что написано об этом в книге «Агни-Йога»: «Правильно думаете о разнообразном воздействии человеческих излучений на окружающее. Убедительный пример можно видеть на воздействии человека на животных и растения. Дайте в руки человека животное или растение и можете заметить разницу состояния объектов и типов уничтожения энергии жизни. Как вампир, высасывает всадник коня, или охотник собаку, или садовник растение. Ищите причину в излучении человека» (Агни-Йога, 61).

В 70-х гг. японскими медиками был поставлен любопытный эксперимент. Они решили проверить, насколько истинно утверждение многих трактатов Восточной Медицины об энергообмене как важнейшем факторе влияния медика на пациента. Есть сведения о том, что посредством введенных в кожу пациента «исцеляющих игл» «энергия здоровья» прямо-таки «перетекает» из иглотерапевта в пациента, облегчая тем самым состояние больного.

Во время сеанса иглотерапии ученые регистрировали электрофизиологические показатели состояния наиболее информативных биологически активных точек (БАТ) и у врача, и у пациента. Оказалось, чем скорее нормализовалось состояние БАТ пациента в ходе сеанса, тем глубже нарушалось состояние аналогичных точек у врача, причем пропорционально изменению электрических характеристик точек больного. Возникало впечатление, что и в самом деле какая-то незримая энергия «перетекает» в организм пациента, питая и поддерживая его защитные силы, в то время как организм врача-донора терял силы и переходил в менее энергетически насыщенное состояние.

Не менее интересные факты наблюдений за энергообменом между людьми приводит в своей книге «Прорыв к творчеству» вышеупомянутая Шафика Карагула. С группой экстрасенсов она наблюдала некоторых людей, впоследствии прозванных ими «саперами» за то, что при общении с людьми «саперы», сами того чаще всего не осознавая, буквально «высасывают» жизненную силу из своих собеседников и гостей.

Приведем два примера подобного «общения» для иллюстрации факта энергообмена при взаимодействии людей (вообще-то типов таких взаимодействий насчитывается более 20, а по некоторым данным – около 100): «Можно привести пример «откачки» энергии из собеседника с помощью спокойного решительного взгляда. Одна из наших пациенток часто жаловалась на свое одиночество и отсутствие общения. Однако, когда она приглашала к себе в дом людей, те старались отказаться от посещения под любым предлогом. Если же кто-то все же приходил к ней домой, то всячески старался избежать второго посещения. Керри жаловалась нам на своих друзей и знакомых, часто спрашивала психолога-консультанта – чем она могла обидеть людей? Она, действительно, была вежлива, хорошо воспитана, начитана, но крайне эгоцентрична. Однажды в небольшой компании нам удалось за нею понаблюдать. Жена моего знакомого, приглашенного Керри в гости, недавно оправилась от тяжелой болезни, при этом на момент визита она выглядела просто очаровательно. В присутствии же хозяйки она на глазах становилась все более и более истощенной и уставшей. То же самое происходило и со мной, и с двумя моими подругами-экстрасенсами, и с мужем несчастной, который также стал себя неважно чувствовать. Все ощущали крайнюю усталость, углублявшуюся с каждой минутой. Хозяйка же, напротив, совершенно не осознавая факт «выкачки» энергии, чувствовала себя замечательно, развеселилась и была в прекрасном настроении от хорошего вечера».

Та же женщина-«сапер» описывается в другом наблюдении: «Интересное наблюдение над Керри было нами проведено в домах других людей на семейных торжествах. На вечеринке она не старалась гулять и беседовать с другими людьми. Вместо общения она усаживалась в удобное кресло, откуда хорошо было видно все общество, сидела спокойно, с приятным дремотным выражением лица. Ее глаза устремлялись со спокойной пристальностью то на одного, то на другого. Со временем на ее щеках появлялся румянец, сама же она становилась все более оживленной и довольной. Из скучной издерганной женщины она на глазах становилась привлекательной особой средних лет, полной жизни. Она могла оставаться в своем кресле долгие часы, не делая никаких попыток установить речевой контакт с гостями. Она всегда очень эмоционально благодарила всех за прекрасно проведенный вечер, но все хозяева впоследствии старательно вычеркивали ее из списков приглашенных».

Вернемся к изложению основных положений концепции психической энергии в медицине Агни-Йоги: «...Явите память о воздействии психической энергии. Она может быть явлена трояко – или самовнушением, или бездействием физическим (имеются в виду глубокое расслабление и покой), или высшим воздействием на расстоянии. Но часто врачи забывают, что не микстура, но какое-то внешнее условие помогает. Мы помним случай, когда врач обладал психической энергией, но следствия ее упорно относил к действию лекарства. Можно легко представить, насколько увеличилась бы польза, если бы врач понял, в чем его сила... Если и врач, и больной прежде всех физических воздействий вспомнили одновременно об энергии сердца (синоним психической энергии), то во многих случаях воздействие сразу могло бы быть полезно и целительно» (Мир Огненный, I, 53).

Именно сознательное использование психической энергии при развитии способности четко представлять желаемый результат и умении предельно концентрировать внимание многократно увеличивает эффективность и воздействия, и восприятия. Однако перед этим необходимо осознать сам факт реального существования психической энергии, ее объективный характер, возможности ее применения в жизни. Тогда и овладение ею не заставит себя ждать. При этом нужно помнить, что психическая энергия развивается и накапливается именно при интенсивной психической деятельности человека: «Когда врач запрещает человеку, потерявшему равновесие (синоним заболевания как следствия дисбаланса энергий организма), умственную работу, он поступает немудро. Известны примеры опытных врачей, которые, наоборот, напрягали деятельность психической энергии. Конечно, такие целители должны были обладать значительным запасом психической энергии, чтобы распознавать, к какой области познания направить больного (речь идет о выборе индивидуального приложения сил души пациента, в полном соответствии с его наклонностями, текущим состоянием и задачами лечения). Утомление неполезно, но напряжение жизнедательно. Но граница между этими состояниями очень сложна. Опытный врач, уточнив свою психическую энергию, может указать, где мера полезного напряжения» (Аум, 482).

Как видите, вновь речь заходит о необходимости развития врачом в самом себе способности сознательно управлять личной психической энергией – и как лечебным средством, и как средством диагностики, причем диагностики не только физиологической, но и глубоко психологической. В этом отношении интересны следующие строки: «Психическая энергия может указывать и качество пищи, и вред отравы. Истинно, сам человек носит в себе пробный камень. Успешно можно прилагать ту же энергию и для определения болезней, особенно можно следить за колебаниями условий» (Аум, 353).

В заключение нашего экскурса в концепцию психической энергии приведем ряд высказываний о практическом магнетизировании, которое на протяжении веков использовалось как лечебный прием всеми народами. Можно рассматривать психическую энергию как теоретический конструкт, как модель процессов регуляции функций организма, за которой нет никакой реалии действительно существующего мира. Но многочисленные свидетельства и опытные данные экспериментов свидетельствуют, к примеру, о том, что психическая энергия может быть наслоена на вещественно-молекулярном носителе, в качестве какового может выступать любой предмет: металл, ткань, воск, вода и другие.

Посредством магнетизирования носителя психическая энергия может опосредованно передаваться другому лицу при невозможности непосредственного общения пациента с целителем. Вот что по этому вопросу можно прочитать в книгах «Агни-Йоги»: «Магнетизирование воды теперь почти совсем оставлено, но еще недавно оно широко употреблялось как со светлою, так и с темною целью. Смысл этого намагничивания ясен и еще раз указывает на огненность (синоним психической энергии) такого процесса. Для обезвреживания неизвестных напитков покрывали кубок рукою, полагая, что кожа даст признаки вредных веществ. Также для намагничивания употребляли железистые и литиевые воды, но избегали всяких сернистых примесей. Утверждение о передаче мысли через воду и елей уже упомянуто в древнейших писаниях. Молоко, ввиду его органических частиц, не употреблялось для магнетизирования. В этом была ошибка, ибо молоко от здоровых коров очень хорошо для магнетизации. Но в древности опасались бешенства, и поэтому предпочитали избегать молока» (Мир Огненный, I, 406). «Дай испить живой воды от твоего изголовья», – так было сказано в одной древней рукописи. Позднейшие толкователи изъясняли символическое значение изречения – живая вода означает океан мудрости, изголовье значит вершина познания. Между тем, как надпись имела медицинское значение. Ученик просил Учителя дать ему испить намагниченную воду, стоявшую около его изголовья. Можно находить много изречений о намагничивании воды. На древних изображениях можно видеть, как пьют воду из сосуда или священного источника. Уже давно люди знали о двух способах намагничивать воду. Один способ, когда намагничивают пассами, а другой – естественный, когда вода ставилась у изголовья. При этом первый способ предпочитали для некоторых недомоганий, но второй считался лучшим для общего поддержания сил. Такую воду или пили, или ею окропляли. Рассказывают, что некая царица Пальмиры приказывала приближенным ночевать около бассейна, приготовленного для омовения...» (Аум, 407).

Возможно, в недалеком будущем исследователи займутся изучением феномена наслаивания психических эманаций человека на воде и других вещественных носителях. Пока этим приемом пользуются лишь целители да знахари. Главное – принять во внимание существование самой концепции психической энергии, истоки которой затеряны во тьме веков. Эти представления были совершенно необходимы древним медикам для практической работы и организации гигиенической и профилактической деятельности. Потому-то эта концепция и сохранилась до настоящего времени и в теоретических положениях, и во многих методиках врачевания. Зря идеи в голову не приходят, на пустом месте методики не разрабатываются. Понятие о психической энергии необходимо и современным медикам. Следует обратить внимание на это центральное понятие Восточной Медицины, чтобы уже в ходе исследований выяснить – какая именно объективная реальность стоит за ним? Далее же мы будем стараться излагать положения медицины Агни-Йоги, основываясь на представлениях ее адептов о психической энергии. И следующим разделом необходимо выделить учение о значении сердца и сердечных сил в практике врачевания.

Критика

Попытки приверженцев Живой Этики представить это учение как часть научного знания вызывают резкую критику:

1. В соответствии с современной классификацией концепция Живой Этики (Агни-Йога) является оккультной, эзотерической, и не представляет собой ни науку, ни девиантную науку (направление исследований, которое значительно отклоняется от преобладающих или ортодоксальных теорий и считается «пограничной» частью академической дисциплины. Считается, что маргинальные концепции в высокой степени умозрительны или пользуются слабой поддержкой со стороны магистрального направления науки).

2. Учение Живой Этики проповедует противоречащую современной научной картине мира веру в существование сверхъестественных существ, явлений и сил («психической энергии», «тонкого мира») и относится к одной из разновидностей религии.

3. Позиционируя себя в качестве научной истины, Живая Этика выступает как псевдонаука.

4. Об отсутствии научных основ в учении Живой Этики свидетельствует также привлечение псевдонаучных теорий «торсионных полей» и «биополей».

 

 
Нужно жизнь наполнить горением.
Агни-Йога. «Мир Огненный», II
Через знание вновь войдёт осознание мира высшего. Нет иного пути!
Агни-Йога. «Аум», 228