У тебя есть психологические проблемы? Это не к нам!

26 Апреля 2015

Бэкмология – это не перелицованная, искаженная или совершенно иначе понимаемая психология. Бэкмология ни в коей мере не вторгается в отвоеванное психологией пространство, не пытается потеснить ее границы, не вызывает смуту в ее лагере. Бэкмология акцентируется на вопросах, которые психология традиционно не решает и не собирается решать.

Бэкмология – это система поддержки принятия и реализации решений. От возникновения желания до его реализации нередко пролегает длинный и трудный путь. Чтобы его успешно пройти, надо преодолеть множество преград:

  • убедиться, что желание истинное, и побороть неуверенность в себе
  • сформулировать четкую реализуемую цель и создать программу ее достижения
  • приобрести необходимые знания
  • выявить и преодолеть внешнее и внутреннее сопротивление
  • устранить или обойти внешние угрозы и привлечь необходимые ресурсы
  • организовать процесс результативного достижения цели.

Прохождение каждой преграды требует использования специальных инструментов. Начинание, как правило, заканчивается неудачей, если хотя бы одна преграда осталась не пройденной. По статистике только 2% всех начинаний удается успешно завершить. Это ярко свидетельствует о высокой сложности процесса деловой активности и необходимости его всесторонней поддержки. Бэкмология создана для обеспечения подобной поддержки. Она предоставляет необходимый инструментарий для прохождения всех преград и гарантирует получение результата, если человек грамотно его использует.

При появлении форс-мажорных обстоятельств или вынужденном отказе человека завершать начатый процесс у него остается технология, которой он всегда сможет воспользоваться при реализации следующей идеи. Заставить человека отказаться от реализации может высокая рискованность предприятия. Бэкмология не является магическим средством по изменению условий внешней среды и усилению ключевых факторов, если к тому нет никаких объективных предпосылок. Степень риска тщательно выявляется на ранних этапах пути, поэтому процесс принятия решения всегда происходит на основе осознанного выбора. В случае если принимается крайне рискованный вариант, Бэкмология предлагает выработать план наименее болезненного выхода в случае провала.

Инструменты Бэкмологии построены с учетом соответствующих каждому этапу психологических факторов. При этом психологические модели используется чисто утилитарно, для скорейшего продвижения к поставленной цели при минимальных энергетических затратах. Никакие задачи смопознания, самосовершенствования, личностного развития и им подобные не решаются. Только на этапе преодоления неуверенности в себе предполагается глубокий психологический анализ.

***

Психология как и любая полноценная общепринятая наука призвана решать поставленные перед ней задачи, и следует сказать, за время своего существования добилась неплохих результатов. Благодаря ее методикам, управление психикой вышло на качественно новый уровень возможностей по сравнению со средневековыми методами воздействия на поведение человека. В теоретическом плане психология выстроила стройную общепризнанную теорию, опровергать которую пока нет никаких оснований. Во-первых, оформилось четкое понимание, что такое психика. Во-вторых, детально описана работа многих психических процессов, что имеет непосредственный выход на практическую помощь. В-третьих, вокруг психологии сформировалось множество дисциплин – психофизиология, нейропсихология, биопсихология, психогенетика и другие – которые существенно расширяют наши знания о мельчайших деталях работы нервной системы. Пять направлений, парадигм (совокупность явных и неявных предпосылок, определяющих научные исследования) психологии – физиологическая, психоаналитическая, бихевиористическая, экзистенциально-гуманистическая, трансперсональная – мирно сосуществуют. Это однако не дает основания считать, что психология способна оказать полноценную помощь во всех поведенческих проблемах. Человеку для регулирования своего поведения, как и прежде, приходится рассчитывать исключительно на свои возможности, и психология здесь предоставляет ему лишь модели, унифицирующие поведение людей и в отдельных случаях упрощающие адаптацию к окружающей среде.

Как и полагается, психология подвергается критике. Некоторые противники психологических теорий говорят о том, что они описывают вовсе не душу, внутренний мир, психику человека, а корреляции, причем делают это некорректно. Психологов обвиняют в том, что они могут затопить культурную среду раньше, чем индустриальные отходы и автомобильные газы испортят физическую среду обитания человека. И. Лакатос утверждает, что роль статистической техники в социальных науках главным образом определяется тем, что она дает аппарат для фальшивых подкреплений и тем самым видимость «научного прогресса», тогда как в действительности за этим не стоит ничего, кроме псевдоинтеллектуального мусора. П. Мил в статье «Проверка теорий в психологии и физике: методологический парадокс» пишет, что в физических науках обычным результатом улучшения экспериментальных условий, приборов или возрастания числа данных является повышение трудностей «наблюдательного барьера», который данная физическая теория должна преодолеть; в то же время в психологии и в некоторых так называемых поведенческих науках обычный результат подобного улучшения экспериментальной точности заключается в том, что снижается барьер, через который теория должна перескочить. Опровергнуть эти суждения трудно.

Нобелевский лауреат по физике Р. Фейнман писал, что у тихоокеанских островитян есть религия самолетопоклонников. Во время войны они видели, как приземляются самолеты, полные всяких хороших вещей, и хотят, чтобы так было и впредь. Поэтому они устроили что-то вроде взлетно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили деревянную хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими как антенны – он диспетчер, – и ждут, когда прилетят самолеты. Они делают все правильно. Все выглядит так же, как и раньше, но самолеты не садятся. Фейнман называет психологию наукой самолетопоклонников, потому что люди, которые ею занимаются, по его мнению, следуют всем внешним правилам и формам научного исследования, но упускают что-то главное, так как самолеты не приземляются. Он называет отсутствующий элемент научной честностью, старанием избегать самообмана.

Мнение из зала

При всей ее хитроумности и многосложности, назначение психологии можно определить буквально парой слов – познай себя, или более приземленно – пойми себя. Есть и другие варианты – перестань себе врать, преодолей свой страх, научись нести ответственность за свою жизнь. Выбирайте на свой вкус.

Взять любую из этих идей, довести ее до логического завершения, воплотить в своей жизни, и больше не нужна никакая психология. Все остальное – индивидуальные нюансы и технические детали, которые ничего не добавляют к базовой идее.

Попробуйте-ка, взять на себя полную ответственность за все, что происходит вокруг. Это не так просто сделать, потому что ум тут же начинает брыкаться, не желая вслух признавать очевидного. Но если его додавить, прижать к стенке, то – бац! – и все психологические проблемы разом исчезают. Ведь, если я сам несу ответственность за все происходящее вокруг, то больше нет обстоятельств, довлеющих на меня извне, а значит больше нет никакого конфликта между внутренним и внешним. Наслаждайтесь! – Цель психологии достигнута.

Или проделаем то же самое со страхом. Попробуйте преодолеть все свои страхи, повернитесь к ним лицом, перешагните через них. Представьте: вы больше ничего и никого не боитесь. Вам не страшен кризис, не страшно чужое мнение, не страшно одиночество, вас не пугает будущее, не пугают люди и даже сама смерть у вас в приятелях. Какие после этого могут остаться душевные проблемы? О чем переживать, если ничто в жизни больше не таит опасности? Опять получается, что исчезает сама почва для внутреннего конфликта.

Или перестать себе врать. Все без исключения врут. Врать другим не проблема, а вот врать себе – это уже настоящая беда, ведь если сам себя перехитрил, убедил в том, что нужно быть таким-то и таким-то или даже убедил, что ты уже такой-то и такой-то, к чему все это приводит? К неизбежному нашему конфликту между внутренним «Я» и внешними ценностями, а это и есть определение несчастья и страдания. Научись всегда говорить себе правду о самом себе и своих мотивах, и больше ни о чем не придется беспокоиться, наступит всепоглощающее умиротворение.

Понимать себя, быть в ладу с самим собой, ничего не бояться, нести ответственность – слова разные, но смысл один и тот же. Одно вполне можно выразить через другое. Страх мешает нести ответственность. Умение нести ответственность избавляет от необходимости врать. Не нужно врать, значит можно честно признаться себе, какой ты есть. А знание себя, полностью избавляет ото всех невротических страхов. И тасовать эту колоду можно в любом направлении.

Так в чем же проблема? Если все так просто, то почему же все так сложно? Почему, даже зная все эти логические выкладки, так сложно избавиться от своих проблем?

Здесь есть своя ирония, не иначе как божественного происхождения. Чтобы ее понять, рассмотрим сначала физиологический пример. Попадает в организм инфекция и иммунная система тут же вступает с ней в схватку. Количество белых кровяных телец растет, температура тела повышается, кожа краснеет, давление растет, голова болит, сердце колотит – битва в самом разгаре. Тут мы имеем две вещи, которые нужно обязательно разделять: саму болезнь и ее симптомы.

Болезнь – это изначальная инфекция и зло именно в ней, а перечисленные симптомы – это не болезнь, а способ, которым организм с нею борется. И что случится, если взяться лечить симптомы? Сбить температуру, снизить уровень лейкоцитов, успокоить сердце и влепить обезболивающее для полного счастья. Что произойдет? Все просто. Инфекция – даже если это банальный грипп – прикончит человека в два счета.

То есть, симптомы ни в коем случае нельзя считать злом – они есть в самом чистом виде добро. Симптомы – это инструменты выживания, которые ни в коем случае нельзя у человека отнимать. Лечить нужно болезнь, а не симптомы. Не будет болезни, отпадет необходимость и в симптомах.

Теперь переводим все это обратно на язык психологии. Ребенок изначально слаб и зависим. Мир давит на него со всех сторон и ребенку приходится искать себе способы психологической самозащиты. Точно так же, как развивается и тренируется иммунная система, отрабатывается технология душевной самообороны.

Так возникают невротические страхи, сомнения в себе, истеричность, умение врать и манипулировать – все это инструменты выживания для ребенка, когда ему нужно любой ценой сохранить целостность своей психики под давлением противоречивых факторов. Чем сильнее давление и чем больше противоречий, тем более изощренные защитные приспособления строит психика.

И вот здесь важна наша аналогия – если у ребенка отнять возможность защищаться с помощью различных психологических приемов, он просто-напросто сойдет с ума. Психика рассыплется на части, и никакой Фрейд ее потом по частям уже не соберет.

То есть системы психологической самозащиты человеку необходимы. Это инструмент выживания, а не просто грабли, мешающиеся под ногами. Нельзя избавлять человека от невротизма, не понимая причины его возникновения и не зная, какую роль он выполняет в обеспечении психологического выживания. Нельзя вмешиваться в психологический метаболизм, не понимая всех взаимосвязей.

Но что происходит на практике? Сплошь и рядом люди хотят избавиться от своих проблем, хотят убрать грабли у себя из-под ног, и даже гордятся таким ответственным отношением к своей жизни. Некоторые даже идут к психологу, чтобы тот помог им избавиться от проблем. Но такова лишь их сознательная позиция. В бессознательном же стоит мощный противовес, который, пока он остается там, в темной глубине души, не даст сдвинуться с места.

Даже когда человек тратит массу сил для решения своих видимых душевных проблем, в действительности он вовсе не хочет их решать, потому что каждая проблема, каждый страх, каждое затруднение, каждый невротизм, каждая вредная привычка, каждая фобия или -филия – все они ему выгодны и практически необходимы. Он просто не может себе в этом признаться.

И тогда получается глупая ситуация, когда вроде бы все делается для решения проблемы, но почему-то все остается более или менее по-старому. Один симптом сменяется другим, наступают временные просветления, а за ними точно такие же периоды отупения. Силы расходуются, деньги к психологам текут рекой, а проку никакого. И теперь сам этот процесс вечного и никуда не ведущего решения своих проблем тоже становится одной из систем психологической защиты.

Так замыкается круг. И даже если всю сущность психотерапии мы выразили в самых простых формулировках, это ничего не дает. Человеку так сложно решить свои проблемы, потому что он не хочет их решать.

Недаром про чужую беду говорят, что ее можно и без соли расхлебать, а свою – даже с сахаром не получится. Человек не хочет быть честным перед собой, потому что страшно взглянуть на себя настоящего. Человек не может избавиться от страха, потому что не признает ответственности за свой мир и видит причину возникновения страха где-то вовне. Человек не может принять ответственность за свою жизнь, потому что не умеет быть честным с самим собой и потому всегда находит лазейки, чтобы от ответственности ускользнуть. И так далее – все та же колода, которую можно тасовать по-всякому. Вернулись к тому, с чего и начали.

Я не хочу сам решать свои проблемы. Я хочу, чтобы они решились, но я для этого ничего бы не делал. Чтобы не было внутреннего напряжения, чтобы любимая девушка сама ко мне прилипла, чтобы у меня было много денег, чтобы все меня любили, чтобы мое тело само стало мускулистым и сильным, мозг сообразительным и остроумным... А вот делать что-то для этого – точно ничего не хочу. Пойду, спрошу психолога, как от такого конфликта избавиться, ничего при этом не делая. Иначе зачем нужна психология?! Уработаться и без психолога можно. И если психолог не дает таких рецептов, не может сделать так, то он – гавно и мошенник!

Что обещает профессиональный психолог

Итак, люди нередко нуждаются в психологической поддержке и для этого обращаются к профессиональным психологам.

Консультация профессионального психолога нередко помогает принять важное решение. Обсудив со специалистом свои желания и тревоги, возможно, ты лучше поймешь себя и других людей, разберешься в сложившейся ситуации.

Психолог помогает разобраться в чувствах, даже в самых запутанных и противоречивых, и понять, чего ты на самом деле хочешь, а чего – нет.

Психологическая помощь необходима, когда тебя настолько переполняют чувства, что это мешает нормально жить и работать. Обычно это происходит в периоды острого кризиса: потеря, расставание, увольнение с работы. Психолог сначала поможет снизить накал чувств и далее предложит поразмышлять о том, что и почему произошло.

Каждый человек чувствует себя беспомощным, когда ему кажется, что он не может влиять на то, что происходит в его жизни. Психолог помогает понять, как можно изменить ситуацию, увидеть свой вклад в создание и поддержание проблемы и научиться разрешать проблемы там, где раньше было чувство беспомощными. Зачастую бывает достаточно точно определить проблему, чтобы увидеть пути ее решения.

Психолог помогает научиться использовать ресурсы и способности в новых, иногда неожиданных областях. Например, если ты страдаешь от того, что не можешь сдерживать гнев в кругу семьи, но при этом умеешь не повышать голос на работе – тебе поможет консультация психолога.

Очень часто для того чтобы справиться с тревогой или другой проблемой, тебе просто не хватает информации. Когда психолог поделится своими знаниями о психике, ты поймешь, что происходит и, возможно, проблема разрешится.

Как правило, люди обращаются к психологу, если хотят:

  • исправить ошибки воспитания, заложенные родителями и школой, которые «запрограммировали» на неудачи
  • понять себя, определить свои истинные цели и желания, расставить жизненные приоритеты
  • стать более эмоционально устойчивым
  • научиться общаться с другими людьми
  • разобраться, почему не получается достичь определенной цели или целей
  • научиться разрешать самые сложные жизненные ситуации «в свою пользу»
  • повысить личную эффективность и стать успешнее

В чем обещают помочь психологи? Вот неполный список проблем:

  • Низкая самооценка, неуверенность в себе
  • Недовольство собой и жизнью
  • Застенчивость, социофобия
  • Проблемы в отношениях и семье
  • Проблемы и конфликты на работе
  • Раздражительность, агрессивность
  • Кризис среднего возраста
  • Измена
  • Принятие важных решений
  • Депрессия
  • Тревожное состояние
  • Одиночество
  • Психологическая травма
  • Панические атаки
  • Потеря близкого человека
  • Навязчивые мысли
  • Конфликты в семье
  • Психосоматика
  • Расстройства и проблемы сексуального характера
  • Страхи
  • Жизненные потрясения и кризисы
  • Психологические проблемы при беременности
  • Развод
  • Нарушения пищевого поведения

В общем, современный психолог обещает помочь справиться с любыми эмоциональными, подсознательными препонами, которые мешают добиться успеха и счастья в жизни.

Низкая самооценка серьезно влияет на качество жизни, ощущение счастья и радости, и зачастую ведет к депрессии. Главная проблема низкой самооценки в том, что она порождает порочный круг в чувствах, мышлении и поведении, который приводит к еще большему снижению самооценки. Вырваться из этого круга без помощи психолога сложно.

Самооценка – это общий итог наших представлений о том, насколько хорошо мы справляемся с жизнью по сравнению с другими людьми.

Нормальное состояние самооценки – это когда ты ее не замечаешь и о ней не думаешь. Ты чувствуешь, что в целом с вами все в порядке. Что-то получается лучше, что-то хуже, но в этом нет ничего страшного. Повседневные успехи и неудачи не слишком сильно влияют на это самоощущение. Например, ты хороший дизайнер и отлично умеешь жарить шашлык, но вряд ли победишь в песенном конкурсе или беге в мешках.

Самооценка нужна и полезна. Она помогает ставить достижимые цели и успешно их добиваться, не тратя силы на то, что недосягаемо. Когда что-то не получается, задетая самооценка подстегивает и помогает проявить настойчивость. А когда получается то, что раньше не выходило, нам приятно и хочется сделать что-то еще. Иногда жизненные обстоятельства, болезнь или воспитание приводят к тому, что самооценка не помогает, а мешает нам достигать целей и причиняет боль. И тогда нам нужна психологическая помощь.

Низкая самооценка может быть постоянной личностной особенностью, а может быть временной реакцией на трудно сложившиеся жизненные обстоятельства. Она зависит от особенностей мышления, поведения и общения, а также от жизненных обстоятельств.

В плане особенностей мышления психологи обнаружили, что люди с низкой самооценкой склонны воспринимать себя и свою жизнь таким образом, что это подтверждает их низкое мнение о себе, а именно:

1. Видеть даже позитивные события в мрачном свете.

– Да, значительную часть нашего отдела сократили, а меня оставили. Но это только потому, что я тряпка и на все соглашаюсь.
– Да, я хорошо выступил на презентации. Но, я уверен, это просто случайность и в следующий раз я наверняка провалюсь.

2. Обращать внимание на неудачи и игнорировать успехи.

– Я не смог заключить этот договор, а значит, я никудышный директор по продажам. Неважно, что заключено 7 других договоров.

3. Считать, что получаться должно все и всегда.

– Я неумеха, потому что у меня не получилось оформить бухгалтерский отчет. Да, я иллюстратор, но это не имеет значения, я должна со всем справляться одинаково хорошо.

4. При неудаче или негативной оценке другими быстро делать вывод о своих способностях и о своей личности в целом.

Девушка улыбается молодому человеку, а он не отвечает на первую улыбку и не подходит знакомиться – у нее портится настроение, она больше не хочет никому улыбаться и чувствует себя крайне непривлекательной.

5. Ожидать, что успех должен быть достигнут сразу.

– Я разместила свою анкету на сайте знакомств. Прошло уже два дня, а до сих пор никто симпатичный не откликнулся. Думаю, это потому, что я некрасива, а все нормальные мужчины уже заняты.

В плане особенностей поведения люди с низкой самооценкой часто ведут себя так, что это приводит к подтверждению их негативных мыслей о себе и еще большему снижению самооценки:

1. Отказываются от возможностей и желаний. Так, застенчивый человек отказывается от приглашений на вечеринку, а потом ругает себя за то, что слабак. В конце концов, приятели перестают его приглашать и это подтверждает его убежденность в том, что он никому не интересный зануда. Да и навыки общения не тренируются, а значит общаться становиться еще сложнее. Как итог – самооценка становится еще ниже и настроение еще хуже.

2. Ставят невыполнимые цели.

– Я должна сбрасывать 2 килограмма в неделю и ко дню рождения влезть в платье, которое носила на выпускной.

3. Быстро отказываются от достижения цели при неудаче.

В плане особенностей общения люди с низкой самооценкой часто выбирают себе круг общения, подпитывающий их низкую самооценку.

Женщина с низкой самооценкой соглашается на первые предложенные ей отношения и терпит их, даже если страдает. Постоянная критика и пренебрежение подтверждают и усугубляют ее собственное низкое мнение о себе.

Низкая самооценка далеко не всегда бывает тотальной. Например, можно ценить себя как профессионала, но низко оценивать свою способность обретать друзей или сексуальную привлекательность. Удивительным образом при этом человек может достаточно спокойно относится к неудачам в работе, но болезненно воспринимать любой промах в любовных отношениях. Или наоборот.

– Да, меня сократили. Очень неприятно, но я уже разослал резюме и жду отклика. Но меня не позвали на вечернику. Думаю, им, наконец, надоело, ведь я всегда сижу в углу и молчу. Я такой скучный.

Как установили психологи, низкая самооценка – один из факторов, провоцирующих депрессию. Но случается и обратное. Низкая самооценка может быть одним из симптомов депрессии. Человек чувствует себя плохим и ничтожным и это следствие болезни.

В плане жизненных обстоятельств бывают моменты, когда наши представления о себе подвергаются большим испытаниям. Как правило, это связано с серьезными изменениями в жизни. Например, переезд в другую страну или в другой город. Только представьте: нужно освоить новую деятельность, завоевать авторитет на работе, найти круг общения, привыкнуть к новому месту жительства, порой к новому языку...

Когда в жизни много нового, неудачи случаются чаще обычного. Неудивительно, что в какой-то момент мы начинаем чувствовать, что не справляемся, устали, думать, что взялись за задачу не по плечу и, как итог, что не слишком-то хороши.

Проблемы с самооценкой могут возникнуть и тогда, когда из нашей жизни уходит что-то очень важное, центральное для нашего восприятия себя. Привычные критерии оценки себя больше неактуальны, а новые еще не появились. Например, женщина, ориентированная на карьеру, уходит в декрет.

Как повысить самооценку? В первую очередь, необходимо разобраться в чем причины низкой самооценки. Если в твоей жизни много перемен и ты чувствуешь, что перестаешь справляться – тебе просто нужна психологическая поддержка. Как можно больше общайся с теми, кто верит в тебя и может поддержать. Это может быть дружеская помощь или помощь психолога – главное, чтобы у тебя было место, где ты можешь расслабиться, опереться на другого, вспомнить, что ты справлялся с трудностями раньше, время пройдет и жизнь наладится.

Неудовлетворенность жизнью и недовольство собой. Человек говорит: «В моей жизни всё складывается нормально. Я вполне благополучный человек. Но я чувствую себя плохо и не понимаю, почему так происходит. Мне тяжело и я хочу это изменить, но не знаю, что изменить и как это сделать».

У каждого нашего состояния есть причины, есть они и у ощущения неудовлетворенности жизнью. Возможно, человеку действительно не хватает чего-то важного, чтобы чувствовать, что он живет полной и насыщенной жизнью. Иногда нам ясно, чего именно недостает для счастья, но по разным причинам мы не прилагаем усилий, чтобы получить то, чего нам не хватает. Например, давно хочется сменить профессию, но мешает необходимость смириться с временным понижением заработной платы и страх, что в новой профессии не удастся достичь успеха. Или кто-то с детства мечтает играть на фортепиано, но кажется, что начинать уже слишком поздно и следует отказаться от «глупых детских фантазий». Иногда единственный способ изменить свою жизнь, приходящий нам в голову, слишком радикален для того, чтобы воплощать его в жизнь.

Но порой мы даже не понимаем, что именно нас не устраивает в собственной жизни. Либо потому, что считаем это неважным, либо даже само понимание того, чего нам не хватает – уже требует внутренних изменений. Одна из причин – проблемы самооценки и самопринятия. Некоторые люди склонны мало обращать внимание на хорошее и ценное, что есть в них самих и в их жизни. Если внимательно расспрашивать такого человека, он сам с удивлением замечает, что в его жизни немало ценного и это улучшает его настроение. Но обычно ненадолго, потому что через некоторое время, он вновь привычно перестает замечать хорошее.

Другие люди крайне требовательны к себе и безжалостно ругают себя при малейшей неудаче. Как будто недружелюбный критик непрерывно комментирует то, что они думают, чувствуют и делают: «это глупости, это детский сад, ну вот, ты опять в это вляпалась: конечно, чего еще от тебя можно было ожидать». Не удивительно, что они постоянно недовольны собой.

И наконец, недовольство собой может быть одним из симптомов депрессии. Чувство вины, ощущение собственной никчемности и мысли о собственной ненужности – если вам знакомы эти чувства, вам стоит обратиться за психологической помощью.

Все эти причины могут быть связаны между собой. Например, сверхтребовательность к себе может привести к тому, что мы откажемся прикладывать усилия для достижения желаемого. Да и зачем? Ведь ничего хорошего все равно не выйдет. Если не достигать того, что для нас важно и ценно, ощущение себя неудачником будет расти и укрепляться. При некоторой предрасположенности, в конце концов, это может привести и к депрессии.

А бывает и наоборот. У человека развивается депрессия – и он считает, что в его жизни нет ничего хорошего и ценного. Эти мысли настолько убедительны, что он забывает, что когда был здоров, то любил и ценил свою работу, семью, друзей, хобби.

Помощь психолога при работе с неудовлетворенностью жизнью и недовольством собой состоит в том, чтобы найти причины происходящего и помочь их устранить.

Депрессия. Наиболее распространенной жалобой при обращении к психологу является депрессия. Депрессивное состояние может быть следствием множества самых разнообразных причин:

1. Утрата интереса к жизни и постоянное плохое настроение могут возникнуть вследствие «обычных» жизненных проблем и трудностей, таких как одиночество, дисгармоничные близкие отношения, не приносящая должного удовлетворения работа. В таких случаях человек даже не обращает внимания на сами проблемы, поскольку он к ним «уже привык», а вот не замечать свое безрадостное состояние, как следствие таких проблем, оказывается очень сложно.

2. Иногда депрессия может проявляться как «отложенная» реакция на какое-либо травматическое событие в личной жизни. Такими событиями часто являются: расставание, развод, потеря близкого человека, пережитое насилие. Переживая подобные печальные события, некоторые люди, казалось бы, не испытывают никаких эмоций: они по-прежнему деятельны, активны и хорошо «держат себя в руках». Но через некоторое время плохое настроение становится верным спутником человека. И редко когда человек связывает свою депрессию с событием, случившимся довольно давно: «ведь все уже прошло».

3. Причиной депрессии могут стать и неразрешимые проблемы, такие как серьезная травма или неизлечимая болезнь. У женщин довольно частой причиной депрессии является бесплодие. В таких случаях человеку рекомендуют научиться принимать свои ограничения, продолжать получать радость и удовольствие от жизни.

4. Наконец, у некоторых людей переживание депрессии совсем не зависит от каких-то внешних причин. Как правило, это люди, больные депрессией, либо имеющие депрессивный склад характера. Такая депрессия имеет свои причины: они кроются или в биохимических нарушениях, или в раннем детстве человека.

Смысл психологического расстройства. Смысл любого психологического расстройства заключается в том, что человек не может или отказывается сам себя понимать. Правда, сперва он что-то о себе узнает – например, какие-то свои особенные чувства или желания – испытывает по этому поводу испуг и сразу же прячет голову в песок. Представления о том, каким должен быть приличный человек, не совпадают с тем, каким он оказался в на самом деле, а острый внутренний протест по этому поводу заставляет выбросить из головы возможнее неприятные оценки, которые не хочется в себе признавать и понимать. Это и есть механизм «вытеснения», описанный еще З. Фрейдом.

С этого момента у человека начинаются психологические проблемы. Выкинув из головы то, что никак не хочет в ней укладываться, он надеется таким образом выйти сухим из воды. Однако на практике оказывается, что забытые вытесненные чувства и желания никуда не деваются – они настойчиво ищут выхода и выражения, вопреки всяким нравственным ограничениям. И если эти чувства и сопротивление им достаточно сильны, то рано или поздно нарастающий внутренний конфликт превращается в психическое расстройство.

Сложность в том, что понять себя бывает не так-то просто. В первую очередь, в силу острого противоречия между правдой о самом себе и нравственными идеалами – очень не хочется, а зачастую просто не получается, понять, как можно быть внутри такой аморальной сволочью. Человек отказывается себя понимать и даже наоборот – занимает деятельно противоборствующую позицию, пытаясь изжить в себе все злое и стать лучше, правильнее. И эту внутреннюю борьбу человек считает своим нравственным подвигом.

Во вторую очередь, трудность в том, что внутренние мотивы и чувства бывают так запутанно переплетены между собой, что разобраться в их хитросплетениях без посторонней помощи становится очень сложно. Здесь может и не быть такого уж острого внутреннего конфликта между ангелами и бесами, скорее, ожесточенный нескончаемый диспут между лебедем, раком и щукой.

Вот этим и зарабатывают на хлеб психологи – понимают человека лучше его самого и помогают тому разобраться в своих внутренних конфликтах и противоречиях. И если эту работу удается проделать хорошо, симптомы отступают, и в душе пациента воцаряется мир и порядок.

Итак, первый и самый очевидный пласт психологической работы, с которым вы столкнетесь, обратившись к любому психотерапевту, или разбираясь со своими тараканами самостоятельно – это ваши неосознаваемые чувства и желания.

На этом этапе вы откроете о себе много нового и неприглядного – вам придется признаться в наличии внутренних мотивов, за которые вам будет очень больно и стыдно. При этом для многих будет большой проблемой признаться именно в наличии самого этого стыда, потому что признаться в искреннем недовольстве собой – значит, принять на себя ответственность за свои недостатки и свои дальнейшие действия в их отношении.

Именно на этом этапе мы узнаем, что обижены на своих родителей и злы на своих детей, здесь же мы обнаруживаем всю глубину и непреодолимость своего эгоизма, здесь же всплывают наши странные сексуальные предпочтения и агрессия, которые так не к лицу добропорядочному человеку, которым мы себя считали.

Все эти неприятные и неприглядные открытия на свой собственный счет ставят человека на колени, но оправившись от удара и снова встав на ноги, он обнаруживает, что ему вдруг стало легче дышать, а мир вокруг расцвел новыми красками. А самое забавное открытие в этот момент в том, что весь тот букет чувств и желаний, которых он в себе так боялся, никуда не делся – просто при внимательном рассмотрении оказалось, что букет этот не так уж дурно пахнет и даже по-своему привлекателен и во многих ситуациях практически полезен. Становится ясно, что темная сторона души со всеми ее демонами и бесами – лишь иллюзия, возникшая под давлением социальной суггестии, – никакого черта или зверя внутри не было и нет, есть только природное естество потребностей, в котором обнаруживается единство и общность всего рода человеческого.

И вот, когда мы признали свои неосознанные чувства и свои затаенные желания, когда слезы высохли и приступы тошноты прекратились, возникает иллюзия, что больше уже стесняться нечего и никакого повода для болезненных внутренних конфликтов не осталось, но именно в этот момент мы попадаем в совершенно неожиданную и очень коварную ловушку. Суть ее в следующем.

Альтернатива психологам

Помимо профессиональных психологов имеется масса практикующих гуру, которые открывают перед человеком «новый» духовный путь к самосовершенствованию, самопознанию и просветлению. Здесь все обстоит значительно сложнее, нежели с помощью психолога.

Опираясь на собственный опыт, можно сказать, что говорить человеку о том, что у него в жизни что-то не так, когда он уверен, что все под контролем и так и должно быть – бесполезно. Это может вызвать только недоумение, раздражение или агрессию. Мы часто встречаемся в жизни с фразами «Не учи меня» и «Я лучше знаю, что мне нужно». И в определенной мере они справедливы. Мы действительно не имеем права учить и навязывать что-то, а тем более заставлять уже сформировавшегося человека. Взрослый человек сам знает лучше, что ему надо, он знает, к чему он стремиться, сам ставит перед собой цели и воплощает мечты. Ему можно лишь показать варианты, модели организации поведения. Но и этого оказывается достаточно, чтобы создать благодатную почву для распространения всевозможных духовных практик.

Опытный духовные гуру никогда не предложит человеку помощь напрямую, тыча пальцем в его проблемы. Он обязательно дождется, когда человек придет к нему сам. Почему же человек решает вступить на путь духовного развития? Какова его мотивация, что им движет? В подавляющем числе случаев это связанно с попыткой решить проблему неуверенности в себе. Человека что-то тревожит изнутри, и он пытается найти способ от этой тревоги избавиться. Находясь в состоянии отчаяния и не имея возможности толком разобраться, что с ним происходит, он теряется, и нередко обращает внимание на некий духовный путь, сулящий избавление от проблем. Никто ему этот путь не навязывает, все происходит таким образом, что человек сам хочет попасть в расставленную для него ловушку. Достаточно создать вокруг учения некую тайну, как бы по секрету сообщить об умении привлекать для исцеления высшие силы, и клиент начинает дозревать на глазах. Далее человек вводится в экзальтацию – состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, что по сути представляет собой смесь страха и радости, для этого его и накачивают так называемым «позитивным мышлением». Человека убеждают, что практика имеет многовековые традиции. Но ошибочное понимание сути древних учений, превращает его духовность в изощренную форму самоизбегания – он попадает в ловушку бесконечного и безнадежного убегания от себя. В частности, это касается практики адвайты.

Для многих, идея о том, что стоит прислушаться к разного рода гуру, кажется кране привлекательной. При этом из виду совершенно упускается то, что узнать мнение мудреца и ассимилировать к его учению, глубоко разобраться в нем – это разные вещи. И попытка следовать мудрым принципам, не проникнув при этом во все тонкости их содержания, – это большая и опасная ловушка. Но сознание эту ловушка очень хорошо маскирует. Ловушка больше не выглядит таковой, поскольку создается внутреннее убеждение, что можешь постоянно контролировать ситуацию – принять чужую мудрость на вооружение только на время сложного жизненного периода, а далее обрести свою собственную. А потом про данную внутреннюю установку очень просто забыть и начать верить, что мудрость уже достигнута. Вот тут и приходит настоящая беда.

Вообще, прислушиваться к чужим мнениям можно и нужно. Только делать это следует с осторожностью – используя их, как указание на место, где следует разбираться и далее все проверить и подтвердить на собственном опыте.

Подтверждать чужие представления обязательно нужно. Каким бы титулованным ни был учитель, как бы красиво он ни рассуждал, как бы убедительно ни доказывал, и сколько бы последователей у него ни было – все это не является основанием расслабляться и безусловно принимать учение на веру. Будь учитель трижды прав и обвешан с головы до ног дипломами и сертификатами  – не важно. Это великое заблуждение, что нет необходимости подтверждать представления очень и очень мудрых людей. Обязательно нужно подтверждать!

Легко при необходимости оспорить взгляды своих родителей – они ведь всего лишь обычные люди. Но если человек начинает опираться на красивые и мощные идеи титулованных мудрецов, изменить его мировоззрение в дальнейшем становится почти невозможно. О споре с ним не может быть и рчи, он до самой смерти будет повторять заученные истины, не желая разбираться, что же они на самом деле значат, и почему он, будучи столь умным, все еще остается таким несчастным.

Можно временно использовать различные гипотезы, но только с расчетом на обязательную их перепроверку на собственном опыте. А вот сделать это как раз бывает очень сложно – верить гораздо проще и психологически безопаснее. Помнить о том, что ничего толком не знаешь, что верить ни во что и никому нельзя, и следует проверять все на собственном опыте, жить своим умом – это трудно и страшно. А между тем отказ от «собственной головы» – прямой путь к стрессу и неврозу, и до этого человек доходит с большим трудом.

Обычно человек хочет взаимоисключающих вещей – безопасности в опасном мире, силы без усилий, свободы без ответственности, приобретений без потерь. Как говорится: не хочу учиться – хочу жениться. Не хочу ни в чем разбираться – хочу просто быть счастливым. Стоит ли потом удивляться, почему жизнь не складывается!

Итак, неразумно всецело полагаться на чужие поучения, опасно верить мудрецам. Чтобы обрести внутреннюю свободу, следует полагаться на собственные силы и знания. Внутренняя свобода никому еще не давалась легко. Сколько-нибудь заметного прогресса не добьешься, сидя в медитациях, посещая собрания просветленного гуру и безмятежно рассуждая о бессмысленности усилий. Процесс психологического взросления и личностного роста для всех есть прорыв сквозь свои страхи и иллюзии, он сравним с тяжелой изматывающей болезнью и борьбой за свое выживание. Подтверждение тому – собственная жизнь. Любое масштабное свершение в жизни, будь то написание диплома или защита диссертации, требует огромных усилий. Невозможно представить себе, что через все это можно пройти, не испытывая всех тех мучений, которые были  пережиты, – вряд ли что-нибудь получится. В конце концов, закон сохранения энергии никто еще не отменял – любая работа требует расхода энергии для ее выполнения. И именно этот расход в процессе выполнения работы субъективно воспринимается как усилие.

Если до сих пор, ни одно большое достижение в жизни не приходило без усилий, то можно предположить и обратное – если на данном жизненном этапе нет ощущения прилагаемых усилий, значит, сейчас в жизни ничего важного и значительного не происходит. А в плане психологической работы, или духовного пути, это означает, что в настоящее время нет никакой работы и никакого пути, вместо этого – застой и самообман, вуалирующий правду о реальном положении дел.

Если нет усилий – не будет и продвижения. И данный критерий можно уверенно использовать при оценке текущей ситуации. Если сейчас жизнь протекает в каком-то тихом и мирном русле, без большой внутренней работы, без столкновений, без ощущения усталости от сражений, значит, в настоящее время просто ничего не происходит. И убеждать себя мыслями, что проходишь новый этап развития, на котором личностный прогресс протекает естественным безболезненным и беззатратным образом, – верх наивности. Вера, что обычная спокойная жизнь с ее взлетами и падениями это и есть путь спасения души, пробуждения, – не более чем самообман. Не имеет смысла себе врать. С самого первого шага и до момента, когда будет поставлена окончательная точка, весь этот процесс – череда изматывающих усилий, и никак иначе. Когда дело будет сделано, появится возможность проанализировать, кто и как прилагал все вложенные усилия, а до тех пор работает правило: без усилий не существует никакого прогресса.

Всегда ли помогает психолог?

Ситуация, когда есть четко обозначенная цель, но не получается себя заставить двигаться в нужном направлении, часто становится предметом обсуждения с психологом. Самое интересное здесь то, что это даже не проблема, а характерный признак нормальной работы внутреннего предохранительного механизма, который уберегает человека от совершения действий, ведущих к нарушению внутреннего равновесия.

За каждой ситуацией подобного рода скрывается неосознаваемый внутренний конфликт. И пока он не будет выведен на поверхность сознания, никакого продвижения в нужном направлении не произойдет или оно будет настолько трудным, что никакие результаты не оправдают затраченных усилий.

Существую два основных препятствия, которые блокируют реализацию задуманного – ложность поставленной цели и страх перед неудачей. В первом случае речь идет о противоречии между целями, приоритетами и находящимися за сценой принципами. Во втором – продвижению дела мешают сомнения в себе и своей способности достичь нужного результата.

В обоих случаях можно говорить о самообмане, когда поставленная цель идет вразрез с более глубокой и энергетически насыщенной мотивацией. Это противоречие обязательно должно быть устранен, иначе, задуманное никогда не будет реализовано.

Ложность поставленной цели и внутренние противоречия. Когда поставленная цель полностью согласуется со всем внутренним душевным распорядком, ее реализация происходит самым естественным образом. Вплоть до того, что обстоятельства окружающего мира как будто сами подыгрывают в деле – быстро находятся нужные люди, полезная информация приходит из неожиданных источников, а на всех светофорах горит зеленый свет.

Если же желание содержит внутреннее противоречие или вступает в конфликт с более глубокими мотивами, происходит блокировка реализации. Желание может казаться важным и правильным, но «почему-то» всегда находятся причины заняться чем-то другим, пусть и менее важным. А весь мир словно ощетинивается против тебя и ставит подножку за подножкой.

Как правило, блокируются «чужие» или «внешние» желания. Человек где-то столкнулся с разумной аргументацией, она его заразила, и на эмоциональной волне он загорелся целью. Например, в журнале он прочитал статью о пользе лечебного голодания, купился на приводимые доводы и поверил, что это ему нужно. Цель, которую он только что перед собой поставил, исходит не из созревшей необходимости, не из реального собственного желания, а из чужих рассуждений. Он просто поверил в аргументацию .Разумный и рассудительный человек так верит в логику, что совершенно упускает из виду искусственность поставленной цели. Теперь он на полном серьезе уверен, что желает устраивать себе разгрузочные дни. «Если это правильно, значит, я этого хочу», – говорит он себе, и здесь имеет место интеллектуальная ошибка.

«Чужое» желание для человека не имеет под собой никакой значимой внутренней мотивации. Поэтому назначенное на понедельник голодание продлится до полудня, а для оправдания своей безвольности человек уверит себя, что в следующий понедельник он обязательно выдержит тяготы разгрузочного дня.

Идея должна рождаться изнутри и соответствовать актуальной ситуации, иначе она будет надуманной и потому едва ли выполнимой. Реализация такой идеи – это отнюдь не вопрос соблюдения дисциплины. Умение заставлять себя выполнять принятые решения не приведет ни к чему, лишь напрасно будут потрачены нервы и завышена оценка собственной дисциплинированности.

Все цели и желания должны быть между собой согласованными, иначе, их реализация неизбежно натолкнется на целый ряд непреодолимых препятствий, и любой исход оставит нехороший осадок и внутреннее беспокойство, которые не позволят от души насладиться результатом. Если человек разобрался в своих желаниях и вытащил на поверхность свои внутренние противоречия, он сможет осознанно принять такое решение, которое не заставит впоследствии о нем сожалеть.

Предположим, интеллектуально развитый человек с хорошим гуманитарным образованием задумал написать книгу. Он хочет стать знаменитым и заработать денег, поэтому решил создать боевиковый бестселлер, который сразу принесет ему и то, и другое. Изучив премудрости написания «берущих за живое» произведений, он придумывает ярких героев, острый сюжет и приступает к написанию. Однако работа не клеится: герои на бумаге получаются искусственными, диалоги банальными, а описания картин необразными. Вскоре труд и вовсе оказывается отложенным в долгий ящик.

После вдумчивого анализа несостоявшийся писатель осознает причины своей неудачи. Поставленные цели шли вразрез с его жизненными принципами и установками. Внутренний раскол произошел из-за нежелания писать упрощенным языком, понятным широкой публике, нежелания выпячивать характерные черты отрицательных героев, смаковать зло в разных его ракурсах, непонимания психологии сверхгероя, который с легкостью преодолевает любые трудности, встречающиеся на его пути.

Автору по всем статьям подошел бы жанр интеллектуальной прозы как пространство для творческого самовыражения, где он мог бы вкладывать душу в каждую строчку текста, оставаясь честным перед самим собой. Но его материальное положение не позволяет даже мечтать в этом направлении, поскольку вечно приходится думать о хлебе насущном. В итоге внутренний конфликт был снят отказом заниматься написанием беллетристики. Человек понял, что никогда не сможет преодолеть барьер между честностью и лукавством.

Любое дело будет бесконечно натыкаться на всевозможные препятствия, пока в душе бушует конфликт желаний, стремлений и принципов. Выход из подобных состояний только один – сесть и разобраться с тем, какие полюса души вступили в противоречие. В результате должен сформироваться какой-то новый вариант действия, учитывающий интересы всех заинтересованных сторон.

Страх перед неудачей. Страх перед трудностями или тем, что не получится достичь запланированного результата – другая проблема, которая блокирует реализацию задуманного. Поставить перед собой достойную и согласованную цель не так уж и сложно, но, зачастую, действия по достижению этой цели все равно откладываются на потом. Дело в том, что всякая цель, всякий четко обозначенный рубеж – это своего рода испытание. С точки зрения самооценки, это тест на компетентность. И если есть хоть капля сомнений, что сил и способностей может не хватить, психика тут же устанавливает защитный блок, предотвращающий прохождение этого теста.

Неуверенность в своих силах и, вообще, в собственной ценности заставляет человека быть крайне осторожным в том, за какие дела позволять себе браться. Всякая неудача – это удар по самооценке, поэтому, и срабатывает оборонительная логика, что лучше не делать ничего, чем подвергать опасности и так уже расшатанное самомнение.

От этой проблемы больше страдают интроверты, но в той или иной степени она касается всех. Интроверты, вообще, склонны красиво рассуждать о том, что следовало бы сделать, избегая при этом всяких практических действий в реальном мире. Но и экстраверты нередко разбрасываются громкими лозунгами и обещаниями, испытывая немалый ужас перед тем, что за каждое слово придется отвечать.

Как и с любым другим страхом, самый лучший выход здесь – посмотреть ему в лицо и через него перешагнуть. Ключевой момент в этой ситуации – осознание своего страха. До тех пор, пока опасения о возможной неудаче не подняты на поверхность сознания, преодолевать будет нечего. Субъективно будет казаться, что никакого страха нет, а дело стоит по какой-то другой непонятной причине.

После осознания страха становится ясно – он всего лишь предостерегает в том, что самооценка может оказаться под угрозой, то переступить через него становится не так уж и сложно. Да, можно столкнуться с неудачей, да, можно совершить ошибку, ну и что? В конце концов, риск имеется в любом предприятии, и это еще не повод полностью от него отказываться.

Может возникнуть и другая проблема. Следует помнить, что трудно начинать серьезное дело, если параллельно в голове висит неразрешенный вопрос. Хотя он может быть совершенно не связан с новым делом, внутреннее напряжение из-за необходимости принять какое-то решение по этому вопросу может не дать сосредоточиться на чем-либо другом. Но как только решение по неразрешенному вопросу будет принято, для нового дела тут же найдутся силы и энтузиазм.

Такого рода «психологические казусы» часто становятся непреодолимым препятствием. У взрослого человека, обычно, очень много неразрешенных проблем, которые висят в памяти и требуют решения. Работа, дом, друзья, родственники – везде есть свои открытые вопросы разной степени важности. От них можно отвлечься, но они продолжают отнимать силы вне зависимости от того, уделять им внимание или нет. Поэтому, очень важно вести сознательный учет проблемам, решение которых оставлено на потом. Следует держать под контролем все те пробоины и трещины, через которые могут утекать наши силы. Энергетический ресурс человека ограничен, и расходовать его следует очень аккуратно и внимательно.

Не делаешь, значит, не хочешь. Представленного развернутого ответа оказывается недостаточно, чтобы заставить себя работать. Человек читает или выслушивает объяснения, вздыхает и соглашается, а через некоторое время обо всем забывает и снова не может решить для себя вопрос, почему стоит дело.

Почему подобное случается?

Цель многих вопросов, которыми задаются люди, не в том, чтобы найти настоящий ответ, а в том, чтобы спрятаться от более трудного вопроса. Причем человек на подсознательном уровне осведомлен о своей игре – он догадывается, от чего бежит, и зная это, пытается выкрутиться. Например, он оказывается в ситуации, когда у него перед носом лежит работа, которую надо сделать и которую он умеет делать, но почему-то никак не получается начать. Для стороннего наблюдателя все очевидно – он просто не хочет делать эту работу. Но изнутри, субъективно все выглядит иначе – человеку искренне кажется, что он хочет... просто почему-то не делает.

Если человеку предложить вспомнить ситуацию, когда какую-то работу он действительно делал безо всяких внутренних препятствий, и вспомнить свое внутреннее состояние в тот момент, то обнаружится искомая разница – в тот раз он действительно хотел, а сейчас он не «хочет», а «хочет хотеть». Эти два чувства изнутри воспринимаются совершенно по-разному, и отличить одно от другого не составляет труда. Однако здесь мы упираемся в ту же самую проблему – даже зная обо всем этом, человек с завидным упорством продолжает задавать вопрос, как ему заставить себя работать.

Получается, что единственно правильный ответ – «Не делаешь, значит, не хочешь» – человека не удовлетворяет, он никак не готов признать, что просто не хочет делать эту свою работу. Почему? Потому что это будет плохо выглядеть. Быть человеком, который не хочет работать, гораздо больнее и страшнее, чем человеком, который хочет, но не может справиться с какой-то непонятной и потому неразрешимой  психологической проблемой.

Все дело в социальных играх, построенных на общественной морали. Нравственный конфликт, который всем нам насаждают с самого детства, имеет, по меньшей мере, два слоя. Первый нам хорошо знаком – это система запретов на все то, что кажется неуместным и неприемлемым в рамках того общества, в котором нас воспитали. Здесь нам объясняют, что такое «плохо», и прививают привычку всего плохого стыдиться, и со всяким плохим в себе бороться или хотя бы тщательно его скрывать. То есть, здесь мы сталкиваемся с тем, что в нас есть, но чего быть не должно.

А вот второй слой внутреннего противостояния, которым нас заражают, касается обратной ситуации – того, чего в нас нет, но должно быть. И этот пласт нравственной интоксикации, очень легко ускользает от нашего внимания, оказывая, однако, не менее разрушительное воздействие, чем требование выжечь из себя все плохое.

С точки зрения морали, быть хорошим человеком – это не значит избавиться от всего плохого. Не быть плохим – это еще не значит стать хорошим. Нравственно хороший человек в нашем обществе – это не буддист, придерживающийся срединного пути. Такого вот непонятного «буддиста» у нас осудят не меньше, а то и больше, чем человека, который полностью погряз в своих грехах – с этим хотя бы все понятно.

Мир социальной морали абсолютно и беспощадно дихотомичен – либо ты с нами, либо против нас. Никакая срединная позиция недопустима, и все ее приверженцы приравниваются к врагу без права на апелляцию.

И когда мы в процессе психологической работы разобрались с нравственным требованием «не быть плохим», расслабляться нельзя, потому что у нас остается проблема, обозначенная другой стороной морали – требование «быть хорошим».

Можно сказать, что в первом случае мораль с воспитанием требуют от нас избавиться от некоторых чувств и желаний, которые у нас есть, а во втором – от нас требуют воспитать в себе ряд чувств и желаний, которые изначально в нас не заложены, но должны быть у любого человека, претендующего на достоянное место в социуме. Хочешь быть принятым в общество – вырви все перья неправильного цвета, а затем отрасти перья «как у всех». Человек непонятного оперения – хуже врага.

Если бы нравственный долг только запрещал неправильные желания, мы все были бы счастливее: меньше желаний – меньше проблем. Однако наше воспитание, наши моральные идеалы и, в конце концов, наша личная гордость требуют от нас наличия вполне определенных, конкретных и сильных желаний. И если оказывается, что какого-то из требуемых желаний у нас нет, то это такое же наше нравственное поражение, как и наличие самого грешного из желаний. В глубине души нам в равной степени стыдно и больно признаваться как в наличии некоторых желаний, так и в отсутствии некоторых других.

К примеру, нам буквально навязывают, что есть нечто такое смутно аморальное в том, чтобы не хотеть заработать миллион. Объяснить на пальцах, почему всякий человек должен хотеть стать богатым и успешным, ни за что не получится. Но обычно и объяснять не приходится, потому что все вокруг заражены одной и той же бациллой стремления к социальному успеху, а потому глупых вопросов не задают. Стоит прислушаться к своим чувствам – там определенно есть хотя бы капля, но осуждения в отношении тех, кто имеет наглость или глупость не стремиться к социальной вершине.

Человек должен куда-то там стремиться, должен проживать свою жизнь с пользой, должен реализовывать свой талант, должен, должен, должен. А если позволяет себе не хотеть и не стремиться, он так же грешен, как и тот, который стремится к плохому и злому. И вот эта логика сидит у каждого из нас внутри, и направлена, прежде всего, против самих себя. Второй невидимый фронт в бесконечной войне с собой, где при любом исходе победитель и проигравший – одно лицо.

Нас учат стремиться к признанию и успеху. Нас учат осуждать инакомыслие. Нас учат ненавидеть власть. Женщин учат хотеть замуж. Мужчин учат постоянно хотеть секса. От нас вообще постоянно требуют чего-то хотеть: бегать по утрам, лучше выглядеть, обладать престижными вещами, стремиться к известности. И всякий, кто не находит в себе требуемых желаний и стремлений, чувствует себя, по меньшей мере, неловко и, чтобы не быть заплеванным с головы до ног, делает вид, что тоже всего этого хочет... просто у него не получается.

В эту игру играют практически все – вместо того, чтобы признаться себе в отсутствии того или иного желания, мы продолжаем делать вид, что желание-то у нас есть, просто никак не выходит его реализовать. Это важный момент! Признаться в своей неспособности достичь заветной для всех окружающих цели нам проще и менее болезненно, чем признаться в отсутствии стремления к этой цели. Вот она – установка, внедренная в наши мозги с самого детства.

Какое из всего этого практическое следствие и как, в конце концов, заработать этот злосчастный миллион? Здесь все настолько просто и очевидно, что вы не захотите это понять и принять.

Финансового и социального успеха в чистом виде добиваются те, кто действительно этого хочет и к этому стремится. Остальным он достается либо по наследству, либо как побочный продукт реализации какого-то иного стремления. Все прочие – просто не хотят. Или можно сказать, что они хотят чего-то другого и поэтому идут какой-то иной дорогой. И, если вам около тридцати, а о вас все еще никто не знает, то и вы тоже среди этих инакомыслящих. Смиритесь, поплачьте и простите уже себя за то, что не хотите стать «миллионером» или кого вы там пытаетесь из себя изобразить. Разберитесь, чего вы хотите на самом деле и займитесь уже этим делом.

Психология вместе с общественной моралью – это замкнутый круг, из которого никогда не выйти. Добро никогда не победит Зло, Зло никогда не победит Добро. Чтобы прекратить эту войну, нужно выйти за рамки противоречия. И здесь нет никакой золотой середины, которую нужно было бы нащупать, но есть другая, более объемная, точка зрения, которая обнаруживается, только когда отвергнута истинность обоих полюсов и любых их промежуточных соотношений, т.е. отброшена всякая мораль. Добро – не истина. Зло – не истина. Середина между Добром и Злом – тоже не истина. Только когда это становится очевидным, открывается дверь в новое измерение. Переход на новый уровень подразумевает некоторые метания между полюсами, в ложной надежде обрести в них новую опору. Отчаявшееся Добро всегда переходит на сторону Зла. Перегнувшее палку Зло ищет искупления на стороне Добра. «Золотая середина» с ее политикой невмешательства работает на обе стороны и тем самым подпитывает общий конфликт. Но если мятущейся душе повезет хорошенько распробовать вкус всех трех точек зрения, тогда и случается неожиданное осознание, которое на месте прежнего конфликта видит теперь лишь естественный круговорот вещей в полном его совершенстве и равновесии.

 

 
«Познай самого себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.
А.П. Чехов
Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.
А.П. Чехов