Самоуправление

24 Сентября 2011

Успешная деятельность включает элементы последовательного целенаправленного овладения внешним миром – адаптацию, целенаправленное овладение внутренним миром – саморегуляцию и целенаправленную балансировку между внешним и внутренним миром – самоуправление.

Самоуправление – процесс, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного внешнего контроля над ними – целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определенным образом при его создании.

Самоуправление является особым видом деятельности, имеющим сознательно-волевую составляющую, которая позволяет человеку согласовывать и увязывать объективные требования жизни с субъективными целями, необходимое с желаемым. В основе такого увязывания и согласования объективного и субъективного лежит система мотивов человека и психологические свойства, работающие на их удовлетворение – способность предвидения, рефлексия, волевые свойства самосознания. Имеется несколько типов самоуправления, отличающихся друг от друга по критерию успешности: 1) «самоуправление выживания»; 2) «самоуправление внешних достижений», основанное на мотиве успешной конкуренции; 3) «самоуправление гармонизации», направленное на поддержание равновесия между внешними и внутренними целями и ценностями.

Самоуправление жизнедеятельностью личности – это, прежде всего, знание личности о себе и своем поведении, своих действиях и поступках, своих мыслях, эмоциях и мотивах.

Самоуправление – это проявление воли, требующее порою собственной перестройки. Нередко приходится затрачивать немало сил, прежде чем почувствуется отдача. Тут же напрашивается вопрос, есть ли смысл прибегать к самоуправлению в каждом случае или же селективно, соизмеряя усилия, направленные на реализацию определенного мероприятия, с ожидаемым результатом.

Самоуправление – это целенаправленное изменение, когда цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление – процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.

Самоуправление отличают от саморегуляции. Саморегуляция – это тоже изменения, но совершаемые в рамках имеющихся правил, норм, стереотипов. Функция саморегуляции иная – направлять и контролировать свои собственные действия в соответствии с намеченной целью, закрепить то, что приобретено в процессе самоуправления. Упрощенно говоря, самоуправление для человека – это решение вопросов о том, что и как делать. Переход от самоуправления к саморегулированию – это переход от замысла или идеи к воплощению их в жизнь. Саморегуляция связана со свободой и самостоятельностью, самоуправление – с сознательностью и целенаправленностью. Таким образом, самоуправление и саморегуляция – не два разных процесса, а две стороны активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в непрерывном развитии субъективного мира человека.

В психологии саморегуляция рассматривается как компонент самоуправления. Самоуправление часто называют саморегуляцией деятельности. Поэтому иногда самоуправление отождествляют с саморегуляцией. Однако это будет неверным. Понятие «самоуправление» шире понятия «саморегуляция». Самоуправление может принимать различные формы.

Различной ведущей мотивации соответствуют различные специфические формы самоуправления поведением и психическими процессами. Так выделяют саморегуляцию – подсистему поддержания личностью продуктивной и конструктивной активности при доминировании внутренней мотивации. Саморегуляция придает мыслительной деятельности гибкость при смене стратегий поиска. Выбор стратегии и средств деятельности основан при саморегуляции на учете субъектом своих потребностей и условий их реализации, а не на совокупности обязательств и принуждений, что характерно для самоконтроля как другой формы самоуправления. Саморегуляция обеспечивает ряд специфических особенностей деятельности – ее спонтанность, креативность, а также ряд специфических переживаний – интерес, ощущение свободы, переживание компетентности.

Внутренняя мотивация понимается как свободное участие личности в деятельности при отсутствии внешних требований или подкреплений. Функция саморегуляции состоит в приведении в соответствие активности личности с внутренней мотивацией при отклонении параметров активности от некоторого оптимума. Индикаторами такого отклонения являются: снижение интереса, переживания компетентности, гибкости, креативности, ощущения свободы. Процесс интернализации превращает внешние воздействия на личность во внутреннюю систему регуляции. Интернализация рассматривается как становление саморегуляции, ведущее к интеграции психических структур в подсистему саморегуляции. Эта подсистема обеспечивает поддержание продуктивной и конструктивной активности «Я» субъекта, отождествляется с ценностями и регуляторными процессами и принимает их как свои собственные (идентифицируется). При этом регуляторный процесс ассимилируется во все части «Я».

Внутренняя мотивация и соответствующая ей подсистема саморегуляции обеспечивают эффективное управление своими мотивами, высокий уровень переживаемой компетентности, а также достаточно высокую самооценку. Одновременно происходит учет внутренних эмоциональных сигналов, которые служат источником информации при выборе форм поведения. Внутренняя мотивация и саморегуляция связаны с внутренней каузальной ориентацией личности; среда принимается такой, как она есть, и личность работает над возникающими конфликтами, что и составляет содержание продуктивной и конструктивной активности. Субъект деятельности осознает свои мотивы и эмоции и принимает решения относительно своих действий на основе их осознания. При такой организации личностной структуры человек способен управлять поведением по своему усмотрению, его поведение характеризуется гибкостью и чувствительностью к изменениям среды. Человек выбирает тип поведения, который необходим ему в данных условиях.

При доминировании внешней мотивации мы предполагаем преимущественное функционирование другой формы управления собой – не саморегуляцию, а самоконтроль. Это предположение основано на теоретических положениях Э. Деси и Р. Райана, а также на дифференциации двух видов самоуправления в теории самоуправления Ю. Куля – саморегуляции и самоконтроля. Одним из существенных признаков внешней мотивации является дефицит автономии или самодетерминации как способности самостоятельного выбора направления деятельности. Для того чтобы компенсировать такого рода дефицит, субъекту требуется повышенный контроль в форме внешних требований или подкреплений. Использование контролирующих стратегий уводит человека от активной автономной включенности в процесс в сторону пассивных и ригидных ориентации. При этом в поведении преобладает ригидность, а не гибкость. Самоконтроль как форма управления собой не интегрируется в «Я», т.е. отделен от «Я». Самоконтроль не ведет к образованию интегрированного и целостного «Я» и, как следствие, создает напряжения и конфликты. Последние проявляются в форме тревожности, самоуничижения и в других неадаптивных формах переживания и поведения. Для становления самоконтроля характерны процессы интроекции и эго-включенности, а не интернализации. Внешняя мотивация и самоконтроль связаны с рядом поведенческих проявлений. Поведение контролируется наградой, а не определяется собственным выбором человека. Эмоции скорее сопровождают деятельность, а не выражаются спонтанно и не дают информации при выборе действий.

Внешняя мотивация и самоконтроль связаны с внешней каузальной ориентацией. При таком сочетании компонентов личности возникает стремление к сверхдостижениям. Стремление к успеху и поиск его внешних показателей в этом случае сочетаются с недостатком самодетерминации и ведут к постоянному увеличению стрессового состояния. Поведенческие реакции характеризуются негибкостью. Решения личности основаны не на ее внутренних потребностях, а на внешних критериях. Мотивы определяются внешними обстоятельствами. Все это приводит к неэффективности в управлении мотивами. Чувство самодетерминации замещается у таких людей сильной потребностью в контроле.

Личность использует только некоторые, не всегда реалистичные представления о себе и действует в соответствии с ними. Информация, противоречащая этим представлениям, блокируется и не допускается в сознание, оставаясь в подсознании. Таким образом, осознаваемая информация о себе проходит жесткий фильтрующий отбор. При внешней мотивации и самоконтроле цели поведения задаются внешними или интроецированными командами. Контроль за реализацией целей осуществляется на основе этих же команд.

Наконец, Э. Деси и Р. Райан рассматривают «амотивационные процессы», проявляющиеся в том, что человек функционирует без мотивации. При амотивации у человека развивается безличная ориентация, при которой возникает феномен «выученной беспомощности». В ходе своего прошлого опыта люди «выучивают», что в ситуациях неуспеха их действия не приводят к выходу из подобных ситуаций. При такой ориентации человек не воспринимает взаимосвязи между своим поведением и получаемыми результатами. Вследствие этого для него постепенно обессмысливается само осуществление действий; он воспринимает окружение не только не отвечающим на его инициации, но даже не обеспечивающим его контролирующими сигналами. Такие люди характеризуются низкими компетентностью и самооценкой. В целом, это приводит к автоматическому и беспомощному поведению. Мы предполагаем, что в случае амотивации не формируется подсистема самоуправления, что должно привести к резкому снижению эффективности мыслительной деятельности при решении комплексных проблем.

Можно выстроить целую иерархию самопроцессов, начиная ее с авторегуляции, т.е. непроизвольной саморегуляции в системе жизнеобеспечения организма животных и человека, затем надстроить более сложные процессы произвольной регуляции и психического самоуправления, а на самом высоком уровне поместить взаимоуправление по ходу совместной деятельности и общения – как самый сложный процесс психического управления и регуляции, в котором участвуют не менее двух человек – субъектов самоуправления и саморегуляции. На каждом из уровней появляются новые качества, которых не было на предыдущих, что и дает право говорить об их специфичности и относительной самостоятельности, а вместе с тем и об их целостности.

Развитие способности самоуправления проходит две стадии. На первой стадии происходит формирование горизонтальной ее структуры. Прежде чем начнет складываться система самоуправления, должна возникнуть потребность в ней. Такая нужда действительно возникает, когда привычные, ранее сложившиеся способы и средства общения, поведения, деятельности не «срабатывают», не приводят к успеху. У человека появляется чувство неудовлетворенности своими поступками и действиями, недовольства собой. Человек начинает действовать методом «проб и ошибок», перебирает известные и неизвестные подходы, приемы. Когда и они не приводят к успеху, то возникает необходимость перейти к рациональному анализу сложившегося положения, к анализу ситуации, к выработке цели и к целенаправленному изменению (самоуправлению) его. С этого момента и начинается собственно формирование системы самоуправления, включающей в себя восемь последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценки качества, принятие решения к действию, контроль, коррекция.

Рассмотрим полный цикл самоуправления более детально.

1. Анализ противоречий, или ориентировка в ситуации, – человек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: почему сейчас не получается так, как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что происходит со мной? В чем причина моих неудач (во мне, в других, в сложившихся обстоятельствах)? Что происходит вокруг меня? Каково реальное положение вещей?

2. Прогнозирование – человек формирует модель-прогноз, которая основана на анализе прошлого и настоящего, на анализе противоречий между прошлым и настоящим. Прогноз – это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий или желаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы можно ли что-то изменить? Что может измениться, если я вмешаюсь и буду как-то действовать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?

3. Целеполагание – человек формирует субъективную модель желаемого или должного. В основе целеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения о принципиальной возможности произвести изменения к предположению о вероятных результатах. Люди стремятся получить ответы на такие вопросы: какими должны быть результаты? В каком направлении нужно изменять себя, свое общение, поведение или деятельность? Что конкретно можно изменить, ситуацию или самого себя? Целеполагание – это процесс создания системы целей, соотнесения их между собой и выбора предпочтительных. При выборе целей их сравнивают по длительности (стратегические цели рассчитаны на всю жизнь, на их основе выдвигают тактические цели, осуществление которых требует 5–7 лет, а они, в свою очередь, определяют оперативные цели, реализация которых требует дней, месяцев). С точки зрения субъективной привлекательности оцениваются вероятность достижения цели, усилия, необходимые для ее достижения.

4. Планирование – человек формирует модель средств достижения цели и последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть стратегическими, тактическими, оперативными. Человек ищет ответы на такие вопросы: какие средства нужны для достижения цели? В какой последовательности их следует применять?

5. Критерии оценки качества – человек должен решить вопросы: какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было необходимым? Как оценить, что мои поступки и действия достаточны? Систему оценок желательно заготовить до начала практических действий и поступков, а по ходу действия их лучше корректировать. Поспешная выработка критериев может привести к тому, что они окажутся недостаточно обоснованными или просто ошибочными, а это может привести к совершенно иным результатам, чем было первоначально задумано.

6. Принятие решения – это переход от плана к действиям, это самоприказ: начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить на совсем не простые вопросы: все ли я предусмотрел? Есть ли у меня еще время? Начинать действовать или еще нужно подождать немного? Человек стремится найти оптимальное решение, которое предполагает сочетание смелости и осмотрительности. Не стоит поступать «сломя голову», «лезть в воду, не зная броду», но и нельзя слишком оттягивать исполнение задуманного. Упущенное время может быть потеряно безвозвратно. Когда человек наконец решился на активные действия, то оказалось, что к этому моменту все изменилось настолько значительно, что любое, даже очень хорошо подготовленное, действие теряет всякий смысл.

7. Самоконтроль – сбор информации о том, как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает сам себе на вопросы: как идет дело? Есть ли движение к цели? Нет ли ошибок в моих поступках?

8. Коррекция – изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос: как быть дальше? Ответ на этот вопрос зависит от результатов самоконтроля. Если все идет как задумано, то человек может продолжать действовать так же, повторить еще и еще раз, чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления. Фактически – это переход к саморегуляции, закрепление того нового, что было найдено в процессе самоуправления. Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, что есть ошибки в поведении и деятельности, то возникают новые вопросы: что нужно изменить в своих поступках и действиях? Когда нужно произвести изменения, немедленно или через некоторое время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в процессе самоуправления, чтобы получить желаемый результат? После этого начинается новый цикл самоуправления, новый анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание и т.д. Эти циклы повторяются до тех пор, пока не исчезнет потребность в совершенствовании отдельных звеньев, этапов процесса самоуправления, пока не произойдет переход к саморегуляции, т.е. к привычным поступкам и действиям, совершаемым на основе найденных целей, планов, критериев оценки качества.

Цели и функции самоуправления

Для формирования и достижения цели каждой личности необходимо осуществить ряд основных действий.

  1. Уточнить для себя (коллектива) чего хотите достичь, то есть выбрать цель и определить задачи для ее достижения (мотивация). Умение ставить цель – одна из важнейших составляющих искусства управления собой.
  2. Внушить себе (коллективу) абсолютную веру в свою способность достичь поставленную цель.
  3. Составить комплексный план мероприятий, направленных на достижение цели и решение поставленных задач.
  4. Разработать систему осуществления плана.
  5. Разработать систему обеспечения выполнения плана.
  6. Разработать систему повышения эффективности выполнения плана.
  7. Определить результативность достижения цели и решения поставленных задач.

Общими функциями самоуправления личности являются:

  • выбор приоритетов
  • планирование
  • оперативная оценка, анализ, принятие решений и контроль
  • самоорганизация.

Прежде всего, нам необходимо четко сформулировать, чего мы хотим достичь. Уяснив это, мы должны наметить конкретные цели и, исходя из них, определить, что бы мы хотели изменить в своем поведении, а также подумать об организационном обеспечении, о том, как добиться поставленной цели в оптимальный срок. Действуя таким образом, нам придется менять лишь способ поведения, ориентированный на конкретную цель. Другие цели потребуют от нас иных способов поведения. Мы можем прибегнуть к апробированным способам поведения, которые уже подвергались модификации. Так, поэтапно мы будем наращивать свой успех, поскольку всякий раз, добиваясь определенной цели, можно анализировать свое поведение и решать, стоит ли менять его, опираться ли на него дальше или совершенствовать, чтобы достичь новых рубежей. Это намного надежнее и избавит от ненужной траты сил, неизбежной в противном случае, если вдруг придется в какой-то момент изменить все, когда это уже вряд ли оправдано и возможно.

Тот, кто ставит перед собой цель, должен ясно представлять себе ее важность. Одновременно он ответит на вопрос, стоит ли вообще заниматься на данном этапе этой целью.

Выбор приоритетов. Умение выбирать приоритеты важно не только в тех случаях, когда нужно решить, каким целям в первую очередь отдать предпочтение. Приоритеты необходимо устанавливать уже на этапе, когда мы определяем общее, т.е. стратегическое направление нашей деятельности. Нам необходимо выявить, что для нас действительно важно, интересно и более всего соответствует нашим наклонностям. Ни в коем случае нельзя отвлекаться на второстепенное, даже если выбранный нами приоритет потребует от нас больших усилий и терпения.

Выбирать приоритеты приходится не только в случаях достижения высоких целей, Почти ежедневно мы должны решать, что необходимо сделать в первую очередь, а что можно перенести на более поздний срок, отдаляя, таким образом, главное от второстепенного. При этом не следует полагаться на волю слепого случая и уклоняться от необходимости принятия решений.

Однако для того, чтобы правильно выбрать приоритеты, нужно быть сведущим в своем деле и уметь просчитывать последствия выбора или классификации приоритетов. Там, где не хватает профессионализма, нужно вначале восполнить этот недостаток, так как выбор приоритетов немыслим без глубоких знаний.

Целевое планирование. Выбор целей, несомненно, связан с планированием, как с ним связана и их реализация. Необходимо планировать свою деятельность так, чтобы это в максимальной степени отвечало поставленной цели, т.е. обеспечить целесообразность планирования.

Определить цель – это значит предвидеть, а точно ее определить – далеко и удачно предвидеть. Для эффективного формирования и достижения цели каждой личности необходимо осуществить ряд основных действий, например:

  • уточнить для себя, чего хотите достичь, т.е. выбрать цель и определить линию для ее достижения (мотивация); умение ставить цель – одна из важнейших составляющих искусства управления собой;
  • внушить себе абсолютную веру в свою способность достичь поставленной цели;
  • составить комплексный план мероприятий, направленных на достижение цели и решение поставленных задач;
  • разработать систему осуществления (функционирования) плана;
  • разработать систему обеспечения выполнения плана;
  • разработать систему повышения эффективности выполнения плана;
  • определить результативность достижения цели и решения поставленных задач, планируя действия, обязательно следует помнить не только о главной цели, но и конкретных результатах, к которым она ведет.

Цели самоуправления различаются по содержанию. Рациональное использование собственных или заемных материальных, трудовых или финансовых ресурсов как цель самоуправления жизнедеятельностью имеет подчиненный характер: стремиться к ее достижению необходимо, если, в конечном итоге, выполняется главная цель – положительное влияние на общественно-полезные результаты: удовлетворение требований научно-технической и социально-экономической политики, новой общественной потребности и требований рынка. В этом смысле главная цель носит замыкающий характер. Цели описываются как количественными, так и качественными показателями, которые позволят получить критериальные и нормативные оценки.

Определив цели, необходимо проанализировать механизмы, методы и физический потенциал, свои положительные и отрицательные деловые и личностные качества. Затем заполнить две вспомогательные таблицы. В одной перечислите свои самые значительные успехи и качества, которые позволили их достичь, например, способности организатора, интеллектуальные данные; рациональность, комплексность и системность в работе. В другой – крупнейшие сбои и поражения, деловые и личностные качества, которых недоставало, приемы и способы преодоления этих неудач. После проведения анализа таблиц станет ясно, какие качества надо развивать, а от каких – избавляться. Средства, необходимые для достижения целей и решения поставленных задач, оцениваются и сравниваются с реальной ситуацией.

Сегодня, по сути дела, отсутствует практика определения важности целей. Поэтому отношения предпочтения на множестве целей могут задаваться экспертным путем и количественно выражаться с помощью безразмерных коэффициентов важности. Для формирования оценок важности целей могут быть использованы различные способы: методы непосредственной оценки, ранжирования, последовательных сопоставлений, модификаций частичного и полного сравнения.

Планирование – это выражение воли. Планирование необходимо, но не следует становиться его заложником. Люди, планирующие все и вся, слывут этакими «педантами», что, впрочем, не так уж и плохо, когда речь идет о разумном целевом планировании. Планирование означает, что надо мыслить с опережением, предполагает системность в работе и требует аналитического мышления.

Приступая к планированию, целесообразно составить обзор возможных условий и факторов, могущих оказать на план то или иное влияние. Выявленные условия и воздействующие факторы необходимо попытаться скомбинировать и адаптировать таким образом, чтобы они в максимальной степени отвечали потребностям поставленной цели. Естественно, что в планировании могут быть допущены отклонения, которые в «узких местах» следует сводить до минимума. Это относится, например, к первоочередным целям, что же касается перспективных целей, то такие отклонения могут достигать больших величин. Планирование ничего не стоит, если отсутствует контроль за его выполнением. Оно теряет смысл, если план не выполняется, если работа ведется «спустя рукава».

Из планов жизни и долгосрочных вытекают годовые и квартальные, из них – месячные и недельные, которые в итоге конкретизируются в деловых планах рабочего дня.

Опыт показывает, что тот, кто регулярно, хотя бы в течение 10 мин., готовится к следующему рабочему дню, может ежедневно экономить два часа и успешнее справляться с важными делами.

Целесообразно планировать примерно 60 % своего рабочего времени, 20 % оставить на непредвиденные обстоятельства, 20 % – на творчество и так называемую спонтанную активность. Не следует впадать в крайность, следует планировать такой объем, с которым реально можно справиться. Желательно фиксировать в планах цели и результат, а не действия, например «согласовать тему и этапы работы с Х» вместо «позвонить Х». Необходимо стремиться точнее нормировать продолжительность и срок исполнения той или иной работы; для решения крупных задач, творческой деятельности и планирования резервировать часы, когда никто не должен беспокоить; стараться мыслить творчески и альтернативно – всегда есть другой, более оптимальный путь.

Оперативная оценка, анализ, принятие решений и контроль. На основе оценки, анализа, сравнения достигнутых результатов жизнедеятельности подготавливаются и принимаются решения, корректируются ранее разработанные мероприятия по повышению эффективности самоуправления.

При оценке, анализе и принятии решений используются исходные данные: параметры задания и результата, параметры процесса деятельности, целевая функция, ограничения, модель процесса труда, ресурсы, регламенты и т.д.

Всякая постановка цели, организация, планирование и принятие решений результативны лишь настолько, насколько эффективны реализация и контроль за их исполнением. Контролируя себя, следует четко представлять, что достигнуто, оценивать, анализировать и сравнивать с запланированным и вносить коррективы. Своевременность контроля облегчит и сделает более результативными эти изменения. Рекомендуется регулярно проверять, насколько соответствуют действительности цель, задачи и средства, выбранные для их достижения.

В конце рабочего дня необходимо контролировать и фиксировать не только выполнение поставленных задач, но и самочувствие. При этом важно проанализировать: основные причины, которые помешали сегодня достичь больших результатов, от каких внеплановых дел возможно было отказаться, чему научился сегодня, приблизил ли этот день к достижению цели, улучшению успеха жизнедеятельности и т.д.

Положительное влияние на эффективность труда оказывает оценка итогов дня по четырехбалльной системе: 5 – особенно удачный, 4 – удачный, 3 – удовлетворительный, 2 – неудачный (неуспех, раздражение, стресс).

Каждый человек, в зависимости от жизнедеятельности, должен осуществлять свои записи в дневниках или настольных календарях. Сегодня лучше отработан этот процесс у деловых людей, которые ведут записи (план, факт) своей служебной деятельности во времени. Однако редко кто из работников ежедневно отображает информацию, связанную, например, с оздоровительными мероприятиями – время пребывания на воздухе, занятия спортом, принятие водных процедур, бег, ходьба, взвешивание. Мало уделяется внимания самоанализу протекания болезни – причина, диагноз, длительность, принимаемые меры, а также психофизиологическому состоянию – плохое самочувствие, стрессы, бессонница. Наконец, слабо используется самоанализ применяемых систем и методов управления собой, например, овладение методами, созданными специально для работы с психикой; правильное дыхание, правильная поза, релаксация, самонаблюдение, самовоспоминание, самопрограммирование и многое другое.

Самоорганизация. Функция самоорганизации направлена на создание (совершенствование) объекта собственной деятельности и включает в себя присущие ей свойства, структуру, состав, взаимосвязь и процесс взаимодействия составляющих элементов. Кроме того, эта функция относится к организации управления предприятием и организации работ по реализации других функций самоуправления. Например, самоорганизация умственной деятельности человека и система самоуправления ею тесно взаимосвязаны. Совершенствование самоорганизации сопровождается рационализацией системы самоуправления и, наоборот, необходимость улучшения системы самоуправления вызывает первоочередное проведение работ по повышению уровня самоорганизации. Если не придерживаться этого условия, может возникнуть диспропорция между самоорганизацией и самоуправлением.

Организуя свое рабочее и личное время, следует, как правило, руководствоваться принципами: «Работа и отдых должны подчинятся личности а, не наоборот», «Делать надо не то, что нравится самому себе, а то, что необходимо для повышения личной жизнедеятельности», «При решении крупной проблемы мелкие дела нельзя выдвигать на передний план», «Не ждите указаний от начальства, проявляйте творческую инициативу».

В течение рабочего дня и в период отдыха необходимо сохранять хорошее настроение; сознательно контролировать свое время; приступать к работе и отдыху без раскачки, не обсуждая последние новости и события; утром заниматься сложными и важными делами; проверить, насколько реалистичен составленный накануне рабочий план и решаются ли главнейшие задачи; отдыхать до наступления умственной и физической усталости; избегать стрессов и волнений; в конце работы постараться завершить то, что планировалось выполнить на текущий рабочий день; составить план на следующий рабочий день.

Как показывает производственный и научно-педагогический опыт работы, неорганизованная личность всегда упускает что-то главное, всегда теряет что-то важное в собственной жизнедеятельности.

Время – самое дорогое наше достояние. Ощущение времени во многом субъективно, однако не следует игнорировать общепринятые суждения на этот счет. Все мы знаем, что время жизни, отпущенное нам, ограничено, однако многие стараются не думать об этом. Но разве недостаточно уже самой этой непреложной истины для того, чтобы каждый, прожив 70, 80 и более лет, мот сказать: этот год я прожил не зря; он приблизил меня к моей заветной цели – возможности выразить себя.

Если мы спросим себя, как провели очередной год, то вряд ли сможем дать точный ответ. Без подготовки нам будет трудно вспомнить даже хронологию событий одного месяца. Хронологию одной недели восстановить уже легче. Попробуем реконструировать события последней недели. Исходим, прежде всего, из того, что в неделе семь дней. Так как в сутках 24 часа, то в неделе насчитывается 168 часов. Если мы спим по 8 часов, то на сон у нас уходит 56 часов, Остается 112 часов. Из них вычитаем минимум 40 рабочих часов и остается 72 часа. Все это чистое время. Если мы точно проанализируем расход нашего личного времени, то обнаружим в итоге – как и большинство людей, – что у нас повисли несколько часов, о которых мы не можем толком сказать, на что мы их потратили. Это наш резерв времени. Следует подумать над тем, как более эффективно использовать его.

Борьба с потерями времени. Общие потери времени – это целые часы, которые складываются в течение дня из мелочей. Но не надо отчаиваться, так как анализ поможет лучше использовать наше время. Прежде чем приступить к делу, следует уяснить еще несколько моментов, которые позволяют привести в порядок бюджет нашего времени:

  1. использовать наше время мы должны исключительно на решение проблем, представляющих для нас наибольший интерес
  2. распределить наше время мы должны таким образом, чтобы его хватило и на решение непредвиденных проблем
  3. не нужно подгонять время и пытаться выжать из отрезка времени больше, чем это необходимо
  4. если для решения какой-то задачи мы располагаем достаточно большим количеством времени, то решать ее, тем не менее, следует как можно быстрее и старательнее. Сэкономленное время можно использовать для дела или для отдыха
  5. следует избегать людей, отнимающих у нас время или стремящихся выиграть его за наш счет
  6. желательно стараться, как можно более упростить менее важные для нас обыденные дела, чтобы высвободить для себя побольше времени
  7. целесообразно делать для себя через определенные промежутки времени отчет о его использовании
  8. необходимо беречь малые и даже самые маленькие промежутки времени
  9. не следует откладывать работу на потом, нужно не страшиться ее, а приниматься за дело немедленно
  10. излишний педантизм мешает делу. Люди, утверждающие, что делают все без исключения скрупулезно, основательно, оправдывают тем самым свою медлительность
  11. никогда не следует считать, что не стоит чего-то начинать, если времени мало. Начать всегда стоит, так как нужно использовать самые небольшие отрезки времени
  12. творческие паузы просто необходимы, так как бесцельное времяпрепровождение равносильно краже времени

Прислушавшись к этим советам, мы можем практически подойти к планированию собственного бюджета времени. И если действительно решено планировать свое время, то нас должно интересовать, прежде всего, то, как избежать его потерь и наиболее эффективно использовать.

Планировать время – значит, выиграть время. В буквальном смысле слова, выиграть время нельзя, поскольку время течет, не останавливаясь, секунда за секундой, независимо от нас. Значит, говоря о выигрыше времени, мы должны иметь в виду нечто иное. Речь, например, может идти о том, чтобы не допустить потери драгоценного времени, а с другой стороны, чтобы попытаться сделать за этот промежуток времени как можно больше полезного. Подходы к решению этого вопроса могут быть самые различные.

Вспомним, например, о сроках, так или иначе связанных с планированием времени. Если мы хотим их упорядочить, свести в стройную эффективную систему, то, прежде всего, нам надлежит установить, о каких сроках – регулярных, нерегулярных, краткосрочных или долгосрочных – идет речь. Начало рабочего дня, например, для нас является регулярным сроком. Здесь мы без труда определяем, что регулярные, часто повторяющиеся сроки легче всего укладываются в систему, так что с этим у нас проблем быть не должно. Другое дело со сроками, повторяющимися не так часто. Здесь уже можно столкнуться с трудностями. Разве не бывает, например, так, что мы просто-напросто забываем поздравить близкого нам человека с днем рождения, этого бы не случилось, если бы своевременно подумали об этом.

Из этого следует, что сроки, повторяющиеся еженедельно, ежемесячно и ежегодно, необходимо записывать. Занести в свой календарь также целесообразно все известные нам нерегулярные сроки на год. Если пролистать свой календарь и прикинуть время, которое потребуется на выполнение отмеченных в нем мероприятий, то получается общий обзор того, что и когда надлежит сделать. Это позволит также избежать возможных конфликтов и лучше согласовать отдельные сроки.

Подобным же образом можно поступить и с другими элементами нашего временного бюджета. Но прежде чем это сделать, спросите себя, тот ли я человек, который будет строго изо дня в день придерживаться составленного графика, не отклоняясь от него, все, делая для того, чтобы выиграть время. Не следует, однако, забывать, что, распоряжаясь, таким образом, собственным временем, важно стремиться сделать свою жизнь более осознанной и содержательной и получить от этого радость и удовлетворение.

Если мы решили заняться временным управлением, то должны ответить прежде на целый ряд вопросов. Вспомним, какой огромный объем работы нам нужно было провернуть, чтобы спокойно уйти в отпуск. Почему мы должны были все это делать сами, хотя наши коллеги по работе могли, а может быть, даже должны были взять на себя часть работы, поскольку это входило в их обязанность. Сколько раз нам приходилось искать ту или иную вещь, которая должна всегда быть у нас под рукой. Сколько раз нам приходилось ждать других, хотя нам давно было известно об их непунктуальности. Мы уверены, что все, что проделано, действительно было нужно. И, наконец, что нам не удалось сделать, несмотря на все наши старания? Давайте подумаем над этими вопросами, и увидим, что планирование времени открывает перед нами широкое поле деятельности.

Порядок и организованность. Порядок – это уже полжизни. Эта народная мудрость наверняка известна, как должна быть известна и тесная связь между порядком и организованностью. Последняя основывается на принципах порядка, что является делом скорее творческим, нежели бюрократическим. Но поскольку организационное планирование во многом связано с творческим процессом, то поведение, диктуемое организационными рамками, требует большой дисциплинированности. Это важно знать, поскольку организация имеет смысл лишь в том случае, если она применяется на практике.

Тот, кто хочет организовать свою жизнь, не станет это делать без мотивации, если четко уяснит себе, что каждая секунда нашей жизни невосполнима и от нас самих зависит, как мы ее проживем.

Прежде чем приступить к делу, рассмотрим несколько полезных советов, показывающих, что нужно сделать для организации распорядка дня:

  1. Составить перечень задач.
  2. Определить время для их выполнения.
  3. Выделить резервное время на непредвиденные мероприятия.
  4. Принять решения о приоритетах и поручениях.
  5. Сделать пометки в графике – календаре или записной книжке.

Из вышесказанного следует, что весьма полезно завести календарь-еженедельник, хотя можно обойтись и простым настольным календарем.

Если мы и дальше желаем работать над организацией самого себя, то следует опять же наметить какой-то план. Очень полезно было бы задать себе для начала следующие вопросы, ответы на которые укажут верный путь:

  1. Что нужно организовать?
  2. Почему нужно организовать?
  3. Как нужно организовать?
  4. Когда нужно организовать?

Начинать решать вопросы организации следует с простых вещей. Наши книги могут дать нам повод поупражняться в организации при заведении на них картотеки. Сделав это, мы наверняка сумеем навести порядок и в других вещах.

Личный стиль работы. Как мы могли убедиться, речь идет не только о временном самоуправлении, хотя ясно, что дисциплина и порядок служат в конечном итоге экономии времени. Но нас интересует также и личный стиль работы. В связи с этим целесообразно обратить внимание на следующие советы:

  • на рабочем столе не должно лежать ничего лишнего
  • порядок на столе помогает сконцентрироваться
  • не разбрасываться, а заниматься одним делом
  • уметь четко отличать главное от второстепенного
  • руководствоваться не тем, что хотелось бы сделать, а делать то, что в данный момент важнее
  • действовать согласно намеченным приоритетам
  • составить график рабочего времени
  • убрать с глаз долой все, что в данный момент не требует отработки, но знать, где это находится
  • напомнить о том, что необходимо сделать, должны не материалы, дожидающиеся своего часа на столе, а календарь еженедельник и продуманная система хранения материалов
  • осуществлять постоянный текущий самоконтроль

Порядок следует понимать как несущую опору личного стиля работы. Это постоянно нужно иметь в виду. Опыт показывает и доказывает нам, что касающиеся мелочи, на которые обычно закрывают глаза, имеют тенденцию перерастать однажды в большой беспорядок, устранить который потом бывает очень трудно.

Личные приемы труда. Если рассматривать термин «приемы труда» как процесс решения производственных задач, то подлинными приемами труда следует считать арсенал действий, позволяющий в процессе работы справиться с производственными задачами и их технико-организационными детерминантами.

Стиль работы имеет профессиональную и человеческую сторону, и не только в связи с тем, что он может проявляться и вне рабочего места, но еще и потому, что сегодня, как и прежде, решить производственную задачу без активного вмешательства человека невозможно. Даже автоматизированные системы сами по себе без человека оказываются бесполезными, не говоря уже о том, что ему они обязаны своим происхождением.

Однако нас в первую очередь интересует личная сторона дела. Поэтому мы можем перейти к важному ее аспекту: основательная подготовка позволяет экономить значительное количество времени. Нам не придется долго искать или собирать материалы, спрашивать других или напрягать память. Мы можем приступить к работе немедленно. Все это кажется очень простым, но значение этого простого велико, когда речь идет об эффективности работы. Но еще хуже, чем начинать работу без подготовки, выполнять работу, которая не по душе. Когда мы знаем, что сделать ее нужно в любом случае, время тяжелым прессом давит на нас, и мы пытаемся выжать из себя все возможное и невозможное, чтобы только справиться с заданием. Так можно оказаться и в стрессовой ситуации, испытывая груз ответственности за соблюдение сроков. А ведь точность и соблюдение сроков – это неотъемлемые элементы личного стиля работы.

Соблюдение сроков ценится всегда и везде, поэтому нужно делать все возможное, чтобы не сорвать их. Если у нас что-то не получается, то лучше всего своевременно сказать об этом, так как потом уже не помогут никакие отговорки. Такого не случится, если позаботиться обо всем заранее и оставить резерв времени, чтобы получить свободу маневра.

В центре внимания всех наших усилий, направленных на совершенствование личного стиля работы, должна находиться реальная оценка собственной ситуации. С нее-то и нужно начинать, а поможет в этом предлагаемый тест (нам нужно ответить «да» или «нет»:

  • я должен все сделать сам
  • у меня нет квалифицированных сотрудников
  • мои сотрудники перегружены
  • на моем столе гора невыполненных дел все растет, несмотря на то, что я работаю по 16 часов в сутки, потому что новые дела поступают быстрее, чем я успеваю обработать старые
  • работать творчески, без помех невозможно, потому что и посторонние лица постоянно отрывают меня для принятия решений
  • планировать работу невозможно, потому что непредвиденные дела зачастую оказываются более срочными, чем текущие

Итак, что же получилось? Сколько раз пришлось сказать «нет»? Если более трех раз, то дела со стилем работы обстоят не так уж и плохо. Если же менее, то нам необходимо что-то предпринять, и в первую очередь усилить самоконтроль.

Самоконтроль – контроль эффективности. Давайте еще раз обратимся к результатам только что проведенного теста. Если мы недовольны ими, то можем еще раз тщательно проверить их, обратившись для этого к следующим вопросам:

  • От каких дел, отнимающих у нас более получаса в неделю, мы могли бы отказаться?
  • Какие задачи, на решение которых у нас уходит один час и более в неделю, мы могли бы осилить за полчаса или даже быстрее?
  • Какие дела, отнимающие у нас полчаса и более в неделю, мы могли бы полностью поручить нашим подчиненным?

Теперь, ответив на эти вопросы, можно принять соответствующее решение. Наверняка найдется что-то такое, от чего нужно отказаться. Одни дела мы сможем осилить быстрее, другие – кому-то перепоручить. Давайте попробуем это сделать, а затем обязательно проверим полученный эффект.

К сказанному следует добавить, что оценить полученный эффект можно лишь в том случае, если он поддается четкой дифференциации. Так, например, оценка успеха от рекламы сопряжена с определенными сложностями, поскольку в большинстве случаев бывает очень трудно установить, какую часть успеха следует отнести за счет рекламы, а какую за счет службы сбыта.

Не следует пренебрегать контролем успеха, даже если получится отрицательный результат, так как без него нельзя вовремя осуществить необходимую корректировку. Самоконтроль – не единственный вид контроля, которому человек подвергается в жизни. Нас, естественно, контролируют и другие. Чтобы не поддаваться на психологические уловки других и объективно оценивать свои удачи, придется хорошо разобраться в психологии.

Следует также обратить внимание на реализацию основных жизненных принципов самоуправления, повышающих успех жизнедеятельности личности.

  1. Делать то, что нужно, а не то, что хочется делать.
  2. Осуществлять постоянную борьбу с самим собой.
  3. Не находиться между двух огней – выбрать оптимальный вариант разработки и внедрения того или иного процесса деятельности и реализовывать его.
  4. Не делать самому того, что не рекомендуешь делать другим.
  5. Чтобы изменить коллектив, в котором работаешь и общество, в котором живешь, нужно сначала изменить себя.
  6. Нельзя сидеть, сложа руки и ждать пока что-то в твоей жизни случиться или пока кто-то за тебя примет решение. Дела, представленные самим себе, имеют тенденцию развиваться от плохого состояния к еще худшему.

Таким образом, механизм эффективного самоуправления жизнедеятельностью личности позволяет:

  • рационально построить, систематизировать и эффективно управлять системой жизнедеятельности каждой личности;
  • достигать цели и решать поставленные задачи кратчайшим путем;
  • формировать и развивать конкурентоспособную личность;
  • совершенствовать и рационально использовать деловые и личностные качества;
  • выполнять свои функциональные обязанности с меньшими затратами ресурсов;
  • организовать труд на научной основе и добиваться более высокой его эффективности с меньшей спешкой и при высоком качестве;
  • получать моральное и физическое удовлетворение от работы;
  • повышать квалификацию, уровень образования и гармонично развиваться с учетом характерных особенностей собственной жизнедеятельности;
  • повышать производительность индивидуального и коллективного труда и на этой основе увеличить личный доход, повысить жизненный уровень и успех жизнедеятельности конкурентоспособной личности;
  • выработать биологическую потребность в осуществлении на практике многогранных мероприятий по совершенствованию самоуправления, позволяющих системно рационализировать жизнедеятельность и на этой основе из года в год достигать наилучших успехов личности, коллектива, семьи и общества;
  • положительно воздействовать на совершенствование образа жизни личности.

Самооценка успеха и неудачи деятельности

Управления жизнедеятельностью человеческой личности тесно связан с методикой оценки его уровня успеха и неудачи, составной и неотъемлемой частью которого является самооценка. Причем здесь следует строго придерживаться исторического высказывания И.В.Гете: «Большая ошибка казаться себе значительнее, чем ты есть на самом деле, и ценить себя меньше, чем ты стоишь».

Самооценка личности – это то, как вы относитесь к самому себе, как вы видите себя и кем себя считаете. Это качество формируется на основе списка убеждений по отношению к себе, списка хороших и плохих качеств. Самооценка – это не то, каким вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, а то, что вы сами думаете о себе. Люди не обязательно думают о вас так, как вы себе представляете. Уровень самооценки – это ваш субъективный взгляд на самого себя. Это качество формируется постепенно с самого рождения и может быть осознанно или неосознанно изменено. Обычно его неосознанное изменение ведет к низкому уровню самооценки. Почему? Просто люди больше привыкли замечать плохое, нежели хорошее. Хорошее воспринимается, как должное. А поскольку на плохом концентрируется больше внимания, соответственно оно лучше укореняется в подсознании, что и влияет непосредственно на отношение к себе. Повышение уровня самооценки формируется на основе мыслей и действий в различных ситуациях.

Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха. Если человек не в состоянии полюбить самого себя, то ему не удастся питать любовь к кому-либо другому. Высокий уровень самооценки исключительно важен, поскольку от него напрямую зависят ваши действия. Когда ваша самооценка улучшается, то улучается и ваша отдача во всех сферах жизни. Высокий уровень самооценки ведет к уверенным действиям и правильным решениям. Низкий уровень самооценка ведет к неуверенности, робости и, как следствие, к неуверенности в процессе принятия решения.

Самооценка позволяет не только отдельному человеку, но и коллективу получить системный взгляд на достижение успеха жизнедеятельности, наладить коммуникативные каналы обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, партнерами по совместной работе и бизнесу.

Самооценка успеха будет полезна по следующим основным мотивам:

  • выяснить уровень развития и определить стратегию повышения успеха, снижения неудач по основным стадиям жизнедеятельности личности;
  • дать объективную реалистичную оценку текущего успеха и неудачи, определив их влияние на жизнедеятельность собственную и окружающих лиц и коллективов;
  • определить приоритетные направления и мероприятия повышения успеха на текущий и обозримый периоды времени;
  • настраивать личность от рождения к успеху по всем стадиям его жизнедеятельности;
  • способствовать обобщению и распространению лучшего опыта формирования личности;
  • определить мотивы успеха и неудачи;
  • найти взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие со сверстниками, младшими и старшими людьми как в домашней, так и служебной обстановке;
  • оптимизировать баланс различного вида интересов со всеми заинтересованными в успехе личностями и коллективами;
  • своевременно сдерживать переоценки успеха и в то же время не снижать достигнутые результаты.

Самооценка и вообще оценка успеха в управлении личностью – это всесторонний, систематический и регулярный анализ результатов жизнедеятельности, позволяющий личности и окружающим ее людям увидеть сильные и слабые стороны и те области, где можно осуществлять поток резервов улучшения, интегрировать полученные результаты в планируемую деятельность и проводить последующее сравнение плана и факта. Так что упускать шанс выгодно поднять таким образом свои баллы в глазах окружающих и своих собственных – как минимум, бессмысленно.

Самооценка активно должна проводиться примерно на стадии «отрочество». До этого времени оценку успеха осуществляют родители, воспитатели в детских дошкольных учреждениях. Постепенно к оценке надо привлекать и оцениваемую личность.

На основе использования метода самооценки родители могут следить за успехами и неудачами ребенка дома, в школе и на улице. При этом активность и успеваемость ребенка повышается. Школьник заявляет, что он вместе с родителями отслеживает свои достижения и неудачи и это не вызывает напряжения. Только при этом не следует пытаться быть кем-то другим, нужно быть самим собой, сохраняя свою индивидуальность и уникальность, свои отличительные особенности, именно в этом успех жизнедеятельности.

Если оценка и анализ проводится не в домашних условиях, а в школе, организациях и т.д., т.е. где-то в коллективе, то следует использовать другие инструменты (механизмы, методы, формы), включающие в себя: опросные листы, различного рода матрицы, рабочее совещание, формуляры и др. Здесь не ставится задача их описания.

В конечном итоге, ведется разработка плана повышения уровня успеха и снижения неудачи в жизнедеятельности личности. В нем отображаются комплекс мероприятий, дающих ответ на вопросы: что и почему улучшать, к чему стремиться, порядок проведения улучшения и реализации плана, необходимость широкого распространения полученного положительного опыта осуществления самооценки.

Как правило, критерием оценки эффективности человеческой деятельности был социальный статус, который определялся признанием коллег по работе, друзьями, специалистами, работающими в одной со мной области знаний, над одними и теми же проблемами.

В самоориентации оценки успеха и неудач следует учитывать важнейшие жизненные ценности и степень их достижения. Как установлено, в числе реализации наиболее значимых жизненных ценностей наибольших успехов нашим согражданам удалось достичь в своем стремлении:

  • создать крепкую семью, вырастить хороших детей;
  • жить по правде, совести, справедливости;
  • заслужить уважение окружающих.

Лишь немногим удается реализовать в житейской практике такие важнейшие ценности как:

  • уверенность в завтрашнем дне;
  • жить в экологически чистой среде, дышать чистым воздухом, пить чистую воду.

Мало кому удалось разбогатеть, сделать карьеру, чувствовать себя в безопасности. Есть люди, которые не смогли реализовать ни одной важной для них ценности.

Ситуация с реализацией значимых для населения ценностей (фактически – с их нереализацией) естественным образом порождает все большее распространение неудовлетворенностью жизнью и неуверенности в завтрашнем дне. Большинство людей в настоящее время не чувствует ни уверенности в завтрашнем дне, ни удовлетворенности своей жизнью.

Формирование высокого уровня самооценки напрямую влияет на ваши действия. от ваших действий зависит ваша жизнь.

Вы сами влияете на формирование самооценки, думаете и ведете себя в соответствии с ней. Влияние самооценки напрямую связано с тем, как воспринимают вас другие люди. Ваша самооценка меняется в ту или иную сторону после того, как вы видите, как вас воспринимают окружающие.

Причины низкого уровня самооценки:

1. Живем в негативном обществе и постоянно имеем дело с негативно настроенными людьми. Успешных людей всегда меньшинство, но они сумели прорваться через эту стену посредственности. Почему так тяжело? Да потому, что надо отойти от привычных представлений масс и довериться самому себе, и идти по зову души. А это совсем не просто. На каждом шагу вас подстерегают и указывают вам, что вы идете не той дорогой. Те, кто не выдерживают этого напряжения, выбирают путь проще – слиться с массами и оставить свои цели. Таких людей очень много, общество просто крадет их мечты.

2. Способности человека, внешний облик и интеллект неоднократно высмеивались или подвергались сомнению родителями и учителями, друзьями и многими другими, когда подворачивался удачный случай. Независимо от того, хорошо или плохо вы выполнили задание, всегда найдутся те, кто будет вас критиковать. Либо за то, что вы не сделали, либо за то, что сделали. В основе любой критики стоит цель повысить чувство собственной значимости. Когда вы вырываетесь вперед, то оставляете позади много людей, и они стараются вас опустить словами. Помните: влияние самооценки напрямую связано с вашим успехом.

3. Предание значительной важности какому-либо событию, в котором вы потерпели поражение. Неудачи – это составляющая успеха. Если вы терпите неудачу, нельзя говорить, что вы плохой человек или неудачник. Вы обязаны сделать выводы из этого, и двигаться вперед. Нередко неудачи - это благословение. Переносить отдельную неудачу и воспринимать ее неудачей всей жизни – огромная ошибка. Вы значительно теряете в представлении самого себя и приобретаете ложное чувство вины.

4. Сравнение себя с другими людьми. Не можете сравнивать себя с другими людьми, потому как вы разные. Каждый человек уникален и имеет свой список ценностей, которых вы не знаете. Обычно люди сравнивают свои недостатки с чужими сильными сторонами. Конечно, они лучше вас в этом, это ведь их успех!

5. Установка для себя настолько высоких приоритетов, что их нереально добиться. Люди по неумению часто устанавливают для себя настолько высокие цели для достижения, что добиться их за короткое время является практически нереальным. Разумеется, они не достигают этих целей, в результате чего формирование самооценки переходит в неправильное русло, и они перестают ставить дальнейшие задачи, поскольку это связано с негативным опытом. Нет нереальных целей, есть нереальные даты.

Создание хорошего представления о себе. Как повысить самооценку

Для поддержания самооценки необходимо формировать ее осознанно по принципу самовнушения. Люди не всегда бывают справедливы. Сделай вы работу плохо, вас будут упрекать в этом, сделай вы ее хорошо, вас упрекнут еще в чем-то, потому как будут завидовать, что вы так хорошо справились. Без осознанного формирования самооценки, вы обречены на провал. В помогут принципы самовнушения.

Предложим несколько способов как повысить самооценку, создать и удержать в голове хороший образ самого себя. Они довольно простые, но очень эффективные.

1. Зеркало. Смотрите почаще на себя в зеркало. И когда смотрите, говорите себе позитивные слова, что вам в себе нравится. Например: «ты успешный человек», «я люблю тебя», «я верю в тебя», «ты всегда принимаешь правильные решения», «ты успешный бизнесмен», «ты пришел в этот мир, чтобы иметь успех» и т.д. Замечайте в себе положительные черты. Полюбите себя таким, каким вы являетесь. Если вам не нравится по каким-либо причинам ваша внешность, начните замечать в ней только прекрасное. Не может же быть такого, что у вас одни недостатки! И со временем ваш образ изменится, влияние самооценки покажет удивительные результаты.

2. Дневник побед. Берете чистую тетрадь и озаглавливаете ее «Дневник успеха». Туда записываете все, что в течение дня удалось спланировать и сделать хорошо, все свои победы. Только удачи и успех, как классно вы решили определенную проблему. Все плохое забываем и опускаем. Хорошо, если каждый раз вы будете делать в вашем журнале не менее пяти записей. Это могут быть даже маленькие дела. Поначалу может быть нелегко. Вы постоянно будете себя спрашивать, а стоит ли записывать это. Правило простое: когда сомневаетесь, всегда принимайте положительный ответ. Лучше пускай у вас будет избыток, чем недостаток уверенности. Когда перед вами в жизни предстанут сложные времена или различные ситуации, когда вам не помешает иметь исключительную уверенность в себе, просто открываете дневник побед и читаете. Произойдет формирование самооценки в пользу ее повышения.

3. Создать образ самого себя и держать его в голове. Из вышеперечисленных методов, этот самый сложный, но он дает положительные результаты. Суть его в том, чтобы создать в голове новый образ самого себя. Постарайтесь создать как можно более детальный образ. Чем более четким он будет, тем быстрее он реализуется. Опишите, как вы себя ведете в разных ситуациях, опишите свой характер, манеру одеваться. И прокручивайте соответствующий образ в голове, как минимум 1 раз в день довольно длительное время, пока он не впитается в подсознание.

4. Самореклама. Самореклама – это короткий текст, который описывает вас и ваши качества с самой лучшей стороны. Очень хорошо работает вместе со способом «зеркало». Вы берете листок бумаги и пишете:

«Иван Петрович, познакомься с Иваном Петровичем – влиятельным и солидным бизнесменом. У него бизнес в 25 странах мира. Он входит в 1% самых богатых людей мира. Настоящий лидер. У Ивана огромные мечты, он в совершенстве владеет техникой самовнушения. У него очень сильная вера в Бога, в свое дело и особенно в себя. Его любовь бесконечна. Он очень любит свое дело. Он любит трудности, так как верит, что чем больше трудности, тем большая награда ждет в будущем. Он шикарно одевается, прекрасно выглядит. У него очень высокий уровень самооценки, благодаря тому, что он знает, кто он и что за бизнес у него в руках. С каждым днем его бизнес растет, а Иван становится лучше, чем был вчера, увереннее в себе, в Боге и в своей цели. Он способен достичь любых целей, ведь с Богом возможно все. Бог ведет его».

Затем каждый день читаете этот текст, лучше перед зеркалом.

Тест «Способность самоуправления»

Методика «Способность самоуправления» разработана в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н. М. Пейсахова.

Методика Н.М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Инструкция

Предлагаема анкета дает возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях.

 

  1. Практика показывает, что я верно определяю свои возможности в любой деятельности.
  2. Я предусмотрительный человек.
  3. Берусь только за то, что смогу довести до конца.
  4. Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы добиться задуманного.
  5. Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  6. Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все «за» и «против».
  7. Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит.
  8. Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца.
  9. У меня не хватает терпения долго разбираться в том, что не решается сразу.
  10. В своих поступках и делах не люблю заглядывать далеко вперед.
  11. Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.
  12. Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хороших результатов.
  13. Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел.
  14. На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент.
  15. Мне часто кажется, что целый час или два исчезли неизвестно куда.
  16. Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные промахи, не замечает, как совершает новые.
  17. Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил.
  18. Я четко представляю свои жизненные перспективы.
  19. Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели.
  20. В своих поступках и словах следую пословице: «Семь раз отмерь, один – отрежь».
  21. Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия.
  22. В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью.
  23. Необходимость проверять самого себя стала моей второй
    натурой.
  24. Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить.
  25. Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации.
  26. Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются.
  27. Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными.
  28. Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а полагается на естественный ход событий.
  29. Мне не хватает чувства меры в отношениях с близкими.
  30. Меня угнетает необходимость принимать срочные решения.
  31. Обычно мало слежу за своей речью.
  32. Некоторые свои привычки я охотно бы изменил, если бы
    знал, как это сделать.
  33. Что я хочу и что должен делать – вот предмет моих постоянных раздумий.
  34. Заранее знаю, каких поступков можно ожидать от людей.
  35. Обычно с самого начала четко представляю будущий результат.
  36. Пока не сложился в голове четкий, конкретный план, не начинаю серьезного разговора.
  37. У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оцениваю свой труд.
  38. Я всегда учитываю последствия принимаемых мной решений.
  39. Внимательно слежу за тем, понимают ли меня во время
    споров.
  40. Я готов снова и снова заниматься совершенствованием уже законченной работы.
  41. Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности.
  42. Жизнь так сложна, что считаю, пустой тратой времени предвосхищать ход событий
  43. Следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь.
  44. Считаю, что планируй, не планируй, а обстоятельства всегда сильнее.
  45. В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном.
  46. Мне обычно не удаётся найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов.
  47. В ссорах не замечаю, как «выхожу из себя».
  48. Сделав дело, предпочитаю не исправлять даже явные просчёты.

В анкете приведены две группы утверждений:

  1. Утверждения, требующие обращения к опыту, например, п. 5. Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте «да», а если вы это делаете редко, то отвечайте «нет». Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» – знаком  «–» (минус).
  2. Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, п. 28. Если вы согласны с мнением, то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте «нет». Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» – знаком  «–» (минус).

 

Интерпретация и обработка результатов

Способность самоуправления оценивается поданной методике на основе обработки результатов анкеты.

Подсчитать количество ответов «да» и «нет» в первой строке (см. контрольную карточку), найти сумму; затем – количество ответов «да» и «нет» во второй строке, найти сумму и т.д.

Образец контрольной карточки

 

 

Результат, баллы

Наименование этапов самоуправления

Оценка уровня самоуправления по шкале

Да (+)

Нет (+)

1+

17–

33–

9–

25+

41–

Z1=1+2=3

Анализ противоречий

средний

2–

18+

34+

10+

26+

42+

Z2=2+0=2

Прогнозирование

Ниже среднего

3+

19+

35+

11–

27+

43–

Z3=3+2=5

Целеполагание

Выше среднего

4–

20-

36+

12–

28–

44+

Z4=1+2=3

Планирование

средний

5

21

37

13

29

45

Z5=

Критерий оценки качества

 

6

22

38

14

30

46

Z6=

Принятие решения

 

7

23

39

15

31

47

Z7=

Самоконтроль

 

8

24

40

16

32

48

Z8=

Коррекция

 

 

 

Общая сумма

 

 

 

Психодиагностическая шкала


Показатели

Уровни способности самоуправления

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высоий

Мужчины Zобщ.

0 – 13

14 – 22

23 – 31

32 – 40

41

Женщины Zобщ.

0 – 11

12 – 21

22 – 30

31 – 39

40

Zi - этапы

0 – 1

2

3 – 4

5

6

Определить общую способность к самоуправлению

Zобщ. = Z1 + Z2 + Z3 + … Z8;

Затем Zобщ. сравнить с психодиагностической шкалой, учитывая свою половую принадлежность.

Если результаты анкетирования лежат в правой части шкалы, то в целом система самоуправления у данного человека имеется, однако в этом случае существует опасность того, что данный человек слишком расчетлив и рационален, что ему не хватает эмоций. Об этом стоит подумать, следует понаблюдать за собой, проанализировать свои поступки и действия с точки зрения уравновешивания рационального и эмоционального.

Если результаты анкетирования легли в зоне низких оценок, то у данного человека еще нет целостной системы самоуправления, а сформированы лишь отдельные звенья. Скорее всего, такой человек сильно переживает свои неудачи, но дальше этого не идет. У него эмоциональная оценка преобладает над рациональным анализом, т.е. полноценный цикл самоуправления в этом случае даже не начинается, а поэтому и не формируется.

Чтобы лучше узнать о сформированности отдельных этапов системы управления, сравните свои результаты с цифрами, приведенными в шкале (см. «Этапы») и определите степень развития каждого из восьми звеньев процесса самоуправления. Все они оцениваются по одной шкале от 0 до 6 баллов. Посмотрите, какие из этих восьми звеньев развиты хорошо, а какие слабо. Подумайте над этим и решите, что нужно делать дальше, как развить у себя способность прогнозировать, планировать, контролировать и т.д. До сих пор речь шла о первой стадии развития системы самоуправления, о ее горизонтальной структуре.

Создание вертикальной организации системы самоуправления является целью второй стадии развития. Человек должен научиться сознательно и целенаправленно изменять всю иерархию форм своей активности: общение, поведение, деятельность, переживания. Это можно осуществить последовательно, начиная с нижнего этажа, – с чувств и эмоций. Возможны и другие пути, например, можно начинать совершенствование способности управлять собой с того, что лучше получается, к чему есть устойчивый интерес.

 

 
Можно обладать хоть тысячей умений, но нужно хотя бы одно из них уметь воплощать в жизни.
Народная мудрость
Человек может найти себя, лишь глядя вовне.
Алишер Файз