Как проявляется неопределенность

27 Августа 2019

«Неопределенность – маргаритка, лепестки которой никогда не заканчивают дефолиацию».
Марио Варгас Льоса

Как объяснить, что из атомов возникла живая клетка? Существует несколько версий объяснения: случайность, идея (предопределенный план, семя), эволюция (направленное развитие материи). У каждой из версий имеются свои сложности. Случайность слишком маловероятна. Идея – всего лишь ссылка на внешнюю неизвестную причину. Эволюция описывает механизм, но не раскрывает сущность явления; у эволюции должна быть какая-то основополагающая идея.

Человек не может и не хочет рассчитывать в своей деятельности на случайность или эволюцию, наиболее приемлемой для него представляется версия идеи, т.е. той или иной запрограммированности всех явлений. Отсюда неизбежно появляется представление об идеальном мире, определяющем и объясняющем все происходящее. И этот мир оказывается немыслим без неопределенности, которая предстает в различных аспектах: неоднозначность, отсутствие точного смысла, отсутствие стабильности, случайность (недетерминированность), сингулярность, вариативность выбора, неоднозначность реализации событий, порождаемая факторами неизвестной природы и т.д. Неопределенность часто понимается в контексте понятий «риск», «случайность», «возможность», «заблуждение» и т.п. В целом, неопределенность характеризует только такую форму проявления реальности, которая может быть различным образом описана, но не имеет достаточного основания для объяснения.

В понимании неопределенности делают акцент на условиях ее появления. Неопределенность возникает вследствие несовершенства информации. При несовершенстве информации наблюдается слабая обратная связь, вследствие этого появляется неадекватность ожиданий и действий. Под неопределенностью понимают недостаточность сведений об условиях, в которых должна протекать деятельность, низкую степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность трактуется как неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и. прежде всего, неполной и неточной информацией об условиях реализации решения.

Многие исследователи обращают свое внимание на процедуру выработки решений в ситуациях неопределенности. Источник неопределенности усматривают непосредственно в людях, так как их поведение и принятие решений часто бывает не рационально. Неопределенность соотносят с невозможностью вычислить достоверно вероятность появления одного из исходов. Неопределенность не может быть подсчитана количественно, так как, как правило, слишком мало информации о наступлении неопределенных событий и каждое само по себе является уникальным. Неопределенной называют ситуацию, возникающую в процессе восприятия окружающей действительности, в которой акцентируется внимание не на реальном ходе событий, а на результатах его восприятия. Проблемные ситуации, связанные с неопределенностью, возникают не только при дефиците информации, но и при ее избыточности. Неоднозначность субъективной оценки информации соизмерима со временем решения задач в этих условиях. Увеличение уровня неопределенности зависит от временного горизонта прогнозирования. Краткосрочные прогнозы обладают большей достоверностью, и имеют меньшую погрешность и ошибку, чем долгосрочные прогнозы. Неопределенность обусловлена недостаточной надежностью и недостаточным количеством информации, на основе которое осуществляется выбор решения.

Неопределенность сопутствует каждой идее. Идея объясняет неслучайность явления. В одной идее невозможно выразить весь мир, а множество идей требует их взаимного согласования посредством дополнительных идей, которые в свою очередь требуют своих дополнений и т.д. Получается, что любое описание (объяснение) порождает необходимость описания (объяснения) его самого. Причем ни одно описание не обходится без вопросов. Суть вопроса – показать существующую многовариантность выбора. При однозначности выбора вопрос не нужен.

Неопределенность можно попытаться интуитивно определить как отсутствие конкретности, однозначности, нарушение установленного порядка. Неопределенность мы находим в любой абстракции. Любое определение неопределенности окажется неполным, в лучшем случае обобщающее некоторые сходные ситуации неопределенности. Все разновидности таких ситуаций, наверное, можно перечислить.

В аспекте развития неопределенность – это момент абсолютной формы, то, что только положено или только возможно. Выступает неопределенность как «беспокойство становления». Только самим этим внутренним духом события нечто само по себе мелкое и случайное определяется как его повод – то есть может быть положено в основание чего-то определенного. Таким образом, именно неопределенность является отправной точкой для определенности, а стимул (потребность) перехода к определенности является загадкой, которую еще предстоит разгадать.

Неопределенность соотносится с актуализацией пределов мысли и оживает в содержании понятия. Она предстает как осознание необходимости увидеть подступившее новое, точнее – подступившее неизвестное в новом наполнении и исполнении. И оно понуждает к пониманию, ведь мыслить начинают только в силу некоторой подступившей необходимости. Понимать – значит осмыслить, тщательно разбираясь в наследии мысли, достраивая таким образом, чтобы мысль могла быть ответственной перед настоящим и будущим.

Неопределенность предстает как неизменное присутствие того, что не поддается схватыванию в понятии, точнее, того, что есть до понятия. Эмоциональные переживания страха или заброшенности, полагаемые в центре внимания, должны привести к неким фигурам («формам») понимания – вывести к разуму. Но для этого нужно расположить переживания в соответствующей системе знания, иначе как иметь дело с возможностью их преодоления? Обращение к теме становления самосознания как обнаружению способностей не только дает возможность определять границы человеческого, но способствует тому, чтобы иметь дело с неопределенным. Именно разум способен справиться с тем, что может оказаться «гибельным для сердца», то есть для переживания. Разум способен создать эффективную и компактную модель соединения в одно целое разнородных явлений. И что самое важное – включить туда непредсказуемость и неопределенность как константы мысли и существования. Возможны математические модели, изобретенные разумом, для описания упорядоченности. Такова, к примеру, константа симметричности, которая символизировала максимальную устойчивость мира, «вечное возвращение» к исходному состоянию.

В человеке заложена потребность устранения неопределенности. Неопределенность – платформа вопросов – толкает к ее устранению. В отношении окружающего нас мира поставлено множество вопросов. На каждый поставленный вопрос должен быть дан какой-то ответ. На основе вопросов формируются цели. Ответы на вопросы позволяют ставить новые вопросы. В будущем будут сформулированы вопросы, о которых сегодня мы не можем догадаться. Они приведут к новым направлениям научной деятельности. Однако именно древние люди поставили вопросы, на которые мы все еще ищем ответы. Возможно, эти вопросы определили направление нашего развития, и то, что ни были заданы, – не случайность, а конструктивная особенность человека.

Рассуждая о неопределенности, мы неминуемо приходим к вопросу первоначала. За свою долгую историю человечество не раз пыталось подступиться к проблеме первоначала. Наибольшее признание получила идея Творца и связанная с ней общая картина мира. Однако в преодолении неопределенности помогает любая общая картина мира. Будь то религиозная или научная картина мира, она позволяет не обращать внимание на самую трудную из всех неопределенностей: незнание, что лежит в основе воспринимаемой реальности. Общая картина дает ощущение порядка – понимания вещей. Это всегда будет некоторая конструкция. Мы мыслим только схемами-конструкциями.

Мир – живая реальность, непосредственно и предметно переживаемая человеком, реальность проявляется в сознании, но не творится сознанием. Живая реальность не допускает предельного схватывания – остается принципиально неопределенной. Идеи предстают как самостоятельные существа. Материальное дает ощущение определенности. Сфера исследования неопределенности относится к идеальному. Идеальное становится материальным при снятии неопределенности. Любое явление имеет материальную и идеальную стороны. Мы фиксируем материальное и постигаем идеальное. Пространство и время – правила постижения идеального. Ментальные образы и понятия – средства частичного снятия неопределенности. Ни одна система понятий не раскрывает сущность явления до конца.

Итак, опыт имеет дело с определенностью материального. За ней скрывается неопределенность, которую мышление и пытается устранить. Благодаря теориям мир становится для человека организованным, появляется ощущение определенности. Именно организация создает определенность. При этом в любой организации обнаруживается неопределенность – в отношении нее возникают вопросы. Установление источника, причины и механизма организации снимает неопределенность. Другими словами, всякая организация имеет объемлющую организацию, раскрытие сущности организации позволяет исследовать ее объемлющую сферу. Таким образом, организация представляется нам неким подобием матрешки: внутренняя организация организуется внешней организацией, которая в свою очередь является внутренней для очередной внешней организации и т.д. Мы не в состоянии проследить всю эту цепочку.

В связи с неопределенностью может возникнуть кардинальная мысль, что принципы нашего познания ошибочны, их следует изменить, чтобы устранить всякую неопределенность. Слабость подобного рода деклараций состоит в том, что за ними не стоит никакой конкретики. А посему расценивать их можно как одно из многочисленных проявлений неопределенности.

Неопределенность как таковая не интересует ученых как предмет исследования. В лучшем случае исследуются ее атрибуты. И даже если принять во внимание все попытки выявления феномена неопределенности, то оказывается, что данное понятие стало второстепенным, вспомогательным, фоновым, сводящимся к условиям. Об этом свидетельствуют и названия многих работ. Как правило, в них исследуются разнообразные явления в условиях неопределенности. Здесь есть своя логика: какой смысл акцентировать внимание на том, что не является предметом удовлетворения потребностей. Неопределенность сопутствует деятельности, ее преодоление является отягощающим фактором. При этом важно отметить, что этот фактор неустраним.

Выскажем смелое предположение. Неопределенность не порождается первоначалом, она есть в нем и проявляется в стремлении первоначала разрешить ее через окружающий мир. Другими словами, неопределенность фундаментальна, она подобна бесконечности – нельзя дойти до ее конца, нельзя объяснить то, что необъяснимо. То есть невозможно полностью избавиться от неопределенности, какие бы усилия ни предпринимались.

Представления о неопределенности невозможно формализовать, т.к. иначе неопределенности вовсе не стало бы. Всегда и везде найдется нечто неизвестное, что требует изучения или выбора из нескольких возможностей.

Однако неопределенность дает богатый многоаспектный материал для исследования. Она лежит в основе всякой вариативности, без неопределенности мир был бы однообразным, механистичным, охваченным тотальным контролем.

Обычно неопределенность связывают с субъект-объектными отношениями (т.е. нашим незнанием), не обращая внимания на то, что она присутствует на фундаментальном уровне. Наряду с детерминистическими законами природы обнаруживаются недетерминистические законы, обеспечивающие нестабильность и неустойчивость, необходимые для всякого развития.

Процесс развития нельзя задать традиционным алгоритмом, обязательно должен присутствовать элемент неустойчивости как побудитель к поиску наиболее выгодного состояния или лучше приспособленной к среде конфигурации.

С исследованием неопределенности связаны открытие неравновесных структур, которые возникают как результат необратимых процессов и в которых системные связи устанавливаются сами собой; вытекающая из открытия неравновесных структур идея конструктивной роли времени; появление новых идей относительно динамических, нестабильных систем.

Основанный на системе Ньютона детерминизм сегодня можно считать ошибочной позицией. Открытия в области элементарных частиц продемонстрировали фундаментальную нестабильность материи, космологические открытия констатировали, что мироздание имеет историю, тогда как традиционная точка зрения исключала какую бы то ни было историю универсума, ибо универсум рассматривался как целое, содержащее в себе все, что делало бессмысленным саму идею его истории.

Сформулированный еще в XIX в. закон роста энтропии рассматривался лишь как закон роста беспорядка. Теперь стало ясно, что увеличение энтропии не сводится к увеличению беспорядка, ибо порядок и беспорядок возникают и существуют одновременно. Например, если в две соединенные емкости поместить два газа, допустим, водород и азот, а затем подогреть одну емкость и охладить другую, то в результате, из-за разницы температур, в одной емкости будет больше водорода, а в другой – азота. В данном случае мы имеем дело с диссипативным процессом, который, с одной стороны, творит беспорядок и одновременно, с другой, потоком тепла создает порядок: водород в одной емкости, азот – в другой. Порядок и беспорядок, таким образом, оказываются тесно связанными – один включает в себя другой.

Долгое время наше видение мира оставалось неполным. Как неполным будет, скажем, вид, открывающийся из окна самолета при подлете к Венеции: пока в поле зрения находятся величественные здания и площади, нас не оставляет образ совершенной, упорядоченной, грандиозной структуры. По прибытии в город мы обнаруживаем и не слишком чистую воду, и назойливую мошкару, но именно таким путем перед нами предстают обе стороны объекта. Что касается современного видения мира, то интересно отметить, что космология теперь все мироздание рассматривает как в значительной мере беспорядочную среду, в которой выкристаллизовывается порядок.

Новейшие исследования показали, что на каждый миллиард тепловых фотонов, пребывающих в беспорядке, приходится по крайней мере одна элементарная частица, способная стимулировать в данном множестве фотонов переход к упорядоченной структуре. Так, порядок и беспорядок сосуществуют как два аспекта одного целого и дают нам различное видение мира.

Наше восприятие природы становится дуалистическим, и стержневым моментом в таком восприятии становится представление о неравновесности. Причем неравновесности, ведущей не только к порядку и беспорядку, но открывающей также возможность для возникновения уникальных событий, ибо спектр возможных способов существования объектов в этом случае значительно расширяется (в сравнении с образом равновесного мира). В ситуации далекой от равновесия дифференциальные уравнения, моделирующие тот или иной природный процесс, становятся нелинейными, а нелинейное уравнение обычно имеет более, чем один тип решений. Поэтому в любой момент времени может возникнуть новый тип решения, не сводимый к предыдущему, а в точках смены типов решений – в точках бифуркации – может происходить смена пространственно-временной организации объекта.

Неопределенность в субъектно-объектных отношениях

Неопределенность есть понятие, выражающее определенные феномены, связанные с познавательным субъектно-объектным отношением. При этом даже в самой простой схеме этих познавательных отношений, такой, когда субъект выступает в качестве пассивной стороны, можно выделить по крайней мере четыре из таких феноменов. Неопределенность есть понятие, которое может отображать: свойства объекта (1); условия взаимодействия объекта и субъекта (2); особенности субъективного восприятия (3); особенности взаимодействия новых знаний с наличным знанием (4).

1) Объективная неопределенность чаще всего используется в совокупности с такими понятиями, как моделирование, риск, вероятность. Она появляется лишь в одном случае, когда отображает некие свойства объекта. В этом смысле гейзенберговская неопределенность как характеристика объекта самого по себе, независимо от субъекта (невозможность существования одновременно точных значений координаты и импульса), является действительно классическим примером онтологической неопределенности.

В неклассической науке вследствие невозможности непосредственного наблюдения за объектами микромира, наблюдение за реальными физическими явлениями заменяется описанием поведения идеализированных объектов: физический эксперимент заменяется мыслительным экспериментом. Но тогда понятие «неопределенность» возникает вследствие невозможности проведения реального (наблюдаемого) эксперимента над исследуемыми объектами и поэтому не может быть выведено за рамки теоретического естествознания. Процесс идеализации неразрывно связан с моделированием – построением теоретических систем, заменяющих реальные объекты. Моделирование имеет важное познавательное значение, поскольку позволяет представить в наглядной форме познаваемые объекты или связи между частями объекта как целого. Процедура моделирования, являющаяся одной из главных процедур теоретического познания, накладывает отпечаток на понятие «неопределенность». Неопределенность здесь носит исключительно вероятностный характер.

2) Субъективное восприятие не является изолированным образованием. Знание субъекта представляет собой способ нахождения определенного места субъекта в объективном мире, его самоориентацию в мире объектов-вещей и других субъектов. Понятия «субъект» и «объект» становятся в данном случае взаимопереходящими. Определяя свое место в мире, субъект выступает для себя в качестве объекта познания. Вместе с тем знание в данном случае интерсубъективно.

Под неопределенностью понимается состояние непонимания как нарушения системы коммуникационного взаимодействия. Сложность выстраивания коммуникации напрямую зависит от того, что понимание как феномен находится «на границе между миром внешнего (экстериоризированного) и миром внутреннего (интериоризированного). Это точка проникновения мира внутреннего, субъективного в мир внешний, объективный. Но это также и точка обратного перехода, когда внешний мир становится внутренним, строится в феноменальном, символическом пространстве мыслящего «я». Первый переход осуществляется как объективация субъективного содержания мыслительной деятельности, второй – как идентификация субъекта с объективно данным ему культурой смысловым содержанием предметной деятельности и коммуникации. Эффект неопределенности возникает в ситуации нарушения коммуникативной связи между субъектами. Но вместе с тем неопределенность может быть преодолена в результате доступа субъекту коммуникации социальных кодов.

3) Субъективное знание есть всегда знание конкретного человека. А поскольку оно основывается на индивидуальных особенностях познавательных способностей человека, его органов чувств, другими словами, физических составляющих, следовательно, знание начинается с субъективной стороны, которая является для других неопределенной, недоступной, закрытой. Однако не следует исключать возможности возникновения неверного, искаженного знания, заблуждения относительно объекта, которое можно понимать в смысле неадекватности наличного субъективного знания объекту.

4) Субъект, имеющий определенную познавательную практику и фиксирующий прогрессирующие шаги в познании реальности, вправе считать, что его прошедшие знания по отношению к наличному, казавшиеся точными и полными, ныне должны характеризоваться им как неполные и неточные. Показательным в данном случае является обращение к понятиям абсолютной и относительной истины. Относительное знание есть неполное знание об объекте. Процесс познания бесконечен: обращаясь к анализу одной стороны объекта, мы неизбежно наталкиваемся на неизвестные ранее его стороны. Знание расширяется. В этом смысле истина недостижима, абсолютное знание об объекте во всем многообразии его свойств не может быть определенным.

Ситуация неопределенности является одной из важнейших составляющих динамики развития любого «активного» процесса человеческой деятельности. Любая ситуация неопределенности (экстремальная, конфликтная, ситуация риска и т. п.) и иные повседневные обстоятельства, имеющие меньшее значение, носят в себе долю неопределенности.

Неопределенное всегда нарушает упорядоченный мир размерностей. Реальные фигуры могут представать совсем по-разному в зависимости от неопределенного фона.

Неопределенность не просто подстерегает человека «время от времени» – она неискоренима. В неопределенном открывается непонятное, иногда – ужасающее, ни к чему не сводимое.

Парадоксальным образом неясной и более неспособной к порождению переживаний и смыслов оказывается находящаяся на переднем плане фактичность определенности, не удовлетворяющей ни существование, ни мысль: недостаточным предстает поименованное видимое.

Субъективность является не только особого рода «посредником» между определенностью и неопределенностью, но и непосредственной сферой существования и рефлексии. Субъективность конкретно складывается в жизненных ситуациях, в которых человек действительно живет. Активно формируется в переживаниях, в эросе, в творчестве, в интимном пространстве семьи, в религиозном опыте. Везде, где неопределенность проявляет себя и действует.

Именно субъективностью и внутри субъективности неопределенность непосредственно фиксируется. Эта рефлексия, как и любая другая, протекает во времени. Если неопределенность разворачивается во времени, она приобретает темпоральный смысл и оказывается доступной феноменологическому анализу. Но если актуальная неопределенность может быть маркирована только на фоне утраты или смещения предшествующей определенности, ее собственная природа окажется за пределами внимания. Нужен, следовательно, особый ход в работе с неопределенностью. Ход одновременно дискурсивный – письмо, и экзистенциальный – жизнь.

Состояние неопределенности возникает и длительно переживается в период перехода от одного целостного представления в организации поведения к другому целостному представлению. Состояние неопределенности способно активизировать работу психических механизмов человека. Если брать во внимание волевые параметры, то здесь необходимо говорить о наличии связи между неопределенностью ситуации и субъективным контролем события, который осуществляет человек. Чем больше степень неоднозначности ситуации, тем меньше она воспринимается как подконтрольная ему.

Объективный выбор стратегии преодоления ситуации неопределенности оказывает прямое влияние на способность к ее оценке. При этом характер оценки по целому ряду критериев зависит от уверенности человека в способности контролировать ситуацию, а при необходимости – изменить её. Процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения, происходящего – это активность когнитивного оценивания человека. Используемые им стратегии, направленной на разрешение ситуации неопределенности, напрямую зависят от работы субъективного механизма когнитивного оценивания. Отсутствие способности и возможности предсказывать развитие событий ведут к невозможности эффективного преодоления ситуации.

Выделяют четыре обобщенных типа личности, различающихся между собой поведением и особенностями эмоционального реагирования в условиях неопределенности. К таким типам относятся:

  1. Личность первого типа, которая ориентируется на достижения, изменение окружающего мира, использование шансов и апробирование собственных возможностей. Такая личность стремится к расширению имеющихся знаний о ситуациях неопределенности, к их переводу в ситуации риска. В ее вербализации преобладают темы борьбы за собственное существование и стремления сохранить прежние интересы. При этой личность первого типа ощущает в себе способность к изменению ситуации.
  2. Второй тип личности, ориентированный преимущественно на внутренние изменения собственного «Я» и частично – модели своего поведения.
  3. Третий тип личности, которому свойственна покорность судьбе. Когнитивная, деятельностная сторона такой личности выражена очень слабо.
  4. Четвертый тип личности характеризуется наличием чувства тревоги, апатии и разочарования. Как правило, такие личности больше всего нуждаются в психологической поддержке и помощи с целью выработки наиболее адекватных техник жизни.

 

Человек стремится все время поддерживать в себе иллюзию определенности. Это позволяет игнорировать или подавлять несущественные возмущения, а также вынуждает постоянно прогнозировать развитие событий. Однако нельзя противостоять всякой неопределенности, невозможно держать жесткий контроль над всем, что с нами происходит или все, что происходит вокруг нас; есть вещи, которые мы просто не можем контролировать, и нам приходится с этим мириться.

Ситуацию неопределенности часто связывают с такими понятиями как страх, отвращение и ненависть. Но неопределенность также связана с тревогой, которая содержит в себе интерес, что в итоге стимулирует воображение, умственную и поведенческую активность, которые и приводят к положительным эмоциям. Можно говорить о том, что ситуация неопределенности является стимулом к развитию, так как живые системы активно ищут неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности согласно теории П.В. Симонова о стремлении к повторному переживанию положительных эмоций.

Основными характеристиками неопределенности являются новизна, сложность, неопределенность во времени, противоречивость, непредсказуемость и многочисленность возможных результатов. Отношение личности к неопределенности, детерминированное системой этнокультурных, социальных, индивидуально-психологических, половозрастных факторов, а также спецификой самой ситуации неопределенности, предопределяет специфику активности субъекта и выбор им стратегий и тактик преодоления неопределенности.

В зависимости от восприятия ситуации неопределенности она рассматривается либо как возможность для личностного роста и развития, либо происходит застревание в когнитивном диссонансе невозможности нахождения решения и выхода из сложившейся ситуации и желании ее решить. Ситуация неопределенности становится источником развития личности, посредством когнитивной оценки положительных сторон ситуации, через необходимость найти большее количество решений, чем это возможно, через переживание положительных эмоций, связанных с ситуацией новизны, вызова, драйва. При этом люди предлагают свое оригинальное видение решения задачи и разрабатывают соответствующие стратегии поведения.

Неопределенность вместе со стимулом ее преодоления образуют базовую схему развития. Она определяет не имеющее конца стремление к определенности. Неопределенность может вызывать страх, раздражать, привлекать своим познавательным потенциалом, но во всех случаях появляется стимул для ее преодоления. Достижение желаемой определенности – лишь момент, за которым ожидает новая неопределенность. У кого-то таких моментов в жизни больше, у кого-то – меньше, но никому не суждено достичь абсолютной определенности, удовлетворяющей все потребности.

Потребность – стремление перейти от неопределенности к определенности. Все потребности обусловлены неопределенностью. Определенность, организованность не предполагает потребностей. Всякое стремление к определенности обусловлено присутствием ощущаемой неопределенности.

Устойчивое, равновесное состояние – проявление достигнутой определенности. Не существует абсолютной устойчивости, ее нарушение – проявление имеющейся неопределенности. При потере устойчивости инициируется процесс поиска нового устойчивого состояния и т.д.

Жизнь – это процесс перехода из одного устойчивого состояния в другое. Неустойчивое состояние активизирует ресурсы организма для поиска очередного состояния устойчивости.

Безопасность есть достижение определенности. Игра – нахождение в условиях неопределенности и поиск выигрышной позиции.

Помимо наличия естественной неопределенности люди создают друг для друга препятствия через создание искусственной неопределенности – двусмысленных правил игры, сокрытие или искажение истинной информации, распространение ложных сведений.

 

Публикации на тему неопределенности:

Искусство преодоления неопределенности

Волшебная сила неопределенности

Эссе о неопределенности

Базовые книги Бэкмологии. Неопределенность